Александр Шаганов: «Задора не достаточно и задушевности!» | статьи на kinoreef

Современные песни уступают хитам прошедшего по напевности, теме и искренности, считает поэт, автор-исполнитель, член Русской академии музыки, академик Русской государственной музыкальной премии «Виктория» Александр ШАГАНОВ.

 

Песни на ваши стихи исполняют чуть ли не все лучшие русские исполнители. Когда вы начали писать, вы о этом желали? Либо это было творчество в чистом виде, и о славе вы тогда не задумывались? Как это всё случилось?

 

Когда я вступал в молодости на эту сочинительскую стезю, то, естественно, не ведал о том, как сложится мой путь создателя. Но у меня была мечта. Конкретно придумывать песни. Она была так трогательной (предпосылок к её осуществлению не наблюдалось) и в то же время глубинной (я закончил на отличные оценки и школу, и престижный технический ВУЗ), что можно именовать судьбой. Мои стихи в годы становления были никому не необходимы, время от времени я отчаивался. И всё же веровал в своё призвание. Творил по мере дарования. И наиболее либо наименее значимые результаты случились в соавторстве с таковыми же начинающими композиторами и исполнителями. «С нуля». Будь то группы «Чёрный кофе», либо «Любэ», либо «Иванушки». 1-ые известные песни Игоря Матвиенко, Дмитрия Маликова. Мы совместно проходили одну дорогу.

 

Вы сами поёте. Для вас не бывает жалко отдавать свои стихи иным? Не было мыслей возвратиться на сцену в качестве исполнителя? И почему в своё время вы от этого отказались?

 

Вы понимаете, никогда не жалел собственных стихов. Тем наиболее для друзей. Всё самое наилучшее. Я им доверяю. Они уже окрепшие мастера. Но если встречу юный талант, то и с ним поделюсь самым заветным. Поэтому что не все могут проникновенно доложить народу песенное слово. Мой выход на сцену, которым весьма дорожу, – он всё же относится к жанру «автор-исполнитель». В нём свои плюсы и минусы. Как я говорю, «мои песни знают почти все миллионы русскоговорящих людей, и немногие знают, что их создателем является некто Шаганов». Таковая, как досадно бы это не звучало, специфичность жанра. Где весьма плохо потрудилось и современное телевидение, затолкав фамилии сочинителей в «братские могилы» титров, что идут пару секунд в конце программ. У меня довольно творческих встреч на моём исполнительском уровне. Смею заверить: они проходят с душой.

 

Не так издавна вы выпустили видео «Российский вечер». Как на него отреагировали ваши коллеги-артисты? Чем ещё собираетесь повеселить собственных поклонников?

 

Вот эта песня с музыкой Игоря Крутого звучала всего один раз. На моём творческом вечере в Кремле в 2003, вроде, году. В выполнении Николая Баскова. А ведь сами стихи я считаю себе программными. Мой «брошенный ребёнок». Так не годится. И сейчас я записал её сам. Идеальнее всего откомментировал Владимир Пресняков-старший: «Саша, она весьма подступает к для тебя и по манере выполнения, и к твоему нраву». И зрителям тоже нравится.

 

Как вы оцениваете нынешние тексты песен? Не грустно ли для вас, что на данный момент в моду вошли бессвязные кричалки, лишённые какого-нибудь смысла?

 

Как досадно бы это не звучало, нынешний уровень песенного стихосложения не постоянно находится в том накале, что был у прошлых величавых поколений. По напевности, теме, искренности. Ну и по песенной рифме.

 

Когда-то песни писали на стихи. Сейчас часто слова пишут к готовой музыке. Это безизбежно сказывается на качестве песен, либо у вас другая точка зрения?

 

Как сказать. Вот смотрите: поэт Леонид Петрович Дербенёв фактически все свои работы сочинил на предложенную уже готовую музыку. Автор Евгений Павлович Крылатов писал лишь на стихи. Николай Николаевич Добронравов весьма правильно увидел: «Сочинить стихи на готовую мелодию – это то же самое, что перевести музыку на язык слов. Чем талантливее музыка и созвучнее для тебя, тем легче». Я же замечу, что все «огромные» песни в Рф имеют в своём наличии идеальный песенный материал. Наша родина – страна поэзии.

 

Слушаете ли вы схожую молодежную модную музыку, и как к ней относитесь?

 

Слушаю, но не как эксперт. До этого всего, хотелось бы большего мелодизма!

 

Вы член Русской академии музыки, заходите в жюри Русской государственной музыкальной премии «Виктория». Скоро начнётся приём заявок на «Викторию-2020». Как у вас хватает сил отслушать и отсмотреть столько материала?

 

Постоянно с наслаждение отслушиваю отобранные работы. И признателен за такую выборку. Она беспристрастно иллюстрирует музыкальный год. Я высвобождаю несколько часов и в кабинетном пространстве, повторюсь, отслушиваю их все при неплохом звуке.

 

На ваш взор, уровень работ, представленных на премию, растёт либо, напротив, услышанное и увиденное вас расстраивает?

 

Идёт так, как идёт. В конце концов, может быть, это и отражение жизни. Но не хватает положительных чувств. Много депрессии в песнях, уныния. Что ни песнь, то болезнь. Вообщем, касается это и синематографа, и театра. Задора не достаточно и задушевности.

 

А сколько ваших стихотворений перевоплотился в песни? И есть ли посреди их песня, которой вы больше всего гордитесь?

 

Они все мне дороги, как малыши. За ними мой труд, вдохновение, фортуны и промахи. Достаются они мне, ой, как не попросту. Я не обладаю талантом Моцарта, чтоб «раз и на матрас». И вы же не будете обожать собственных малышей меньше от того, что у их что-то не выходит. «Любимцы» есть. На музыку Матвиенко.

 

Некие ваши песни в прямом смысле слова ушли в люд. Для создателя это, наверняка, высшая заслуга?

 

Это большущее счастье – знать, что твоё песенное слово понадобилось. Что услышано народом. И необходимо людям и в минутки отдохновения, и в минутки печалься. Как, к примеру, случилось с песней «Выйду ночкой в поле с конём…». Говоря словами Высоцкого, «мне есть что спеть, представ перед Всевышним. Мне есть чем оправдаться перед ним…».

 

Текст подготовила Наталья Пелехацкая.

Добавить комментарий