Венский Театр-ан-дер-Вин открыл собственный сезон и позабытую оперу Леонкавалло | статьи на kinoreef

Искать и ставить некогда пользующиеся популярностью, а позже позабытые оперы — одно из направлений в современной деятельности этого театра, построенного в 1801 году либреттистом моцартовской «Магической флейты» Эммануэлем Шиканедером, а сейчас служащего принципиальной европейской лабораторий режиссерской оперы. «Заза» была поставлена Кристофом Лоем — одним из корифеев современной оперной режиссуры. Вышло исключительное по качеству произведение реалистического музыкального театра. Если уж опера Леонковалло — произведение verismo, другими словами реализма в музыке, то Лой сделал этот спектакль как verismo вдвойне. И у него вышло целостное явление искусства, где каждое слово, любая музыкальная фраза, каждое движение артистов в неразрывном единстве делают людскую драму, которой сопереживаешь.

Фестиваль "Земля" объявил свою программку

Не будет огромным преувеличением сказать, что в эти деньки германский мастер Лой возвратил в Вену дух ее отпрыска, стоявшего у истоков реалистической оперной режиссуры, основоположника берлинского театра «Комише Опер» Вальтера Фельзенштейна (8 октября исполнится 45 лет со денька его погибели). Поэтому что конкретно Фельзенштейн определял задачку музыкального театра: пение обязано быть единственно вероятным методом выражения эмоций и мыслей героя в реальный момент деяния. В «Зазе» было конкретно такое чувство.

Сюжет данной оперы, написанной в 1900-м году, прост: кокетливая чуда провинциального театра Заза (либо Цацá, как именуют ее в опере по-итальянски), помнящая свое тяжелое детство, страдающая от визитов матери-алкоголички, лишь тянущей из нее средства, соблазняет заезжего бизнесмена-театрала Милио Дюфрена и не на шуточку влюбляется в него. Ее прошлый любимый, а сейчас друг и партнер по сцене, Каскар, который некогда привел ее в проф театр из уличного балагана, докладывает ей, что в Париже у Дюфрена есть иная дама. Заза отчаливает в Париж, желая побороться за свое счастье, но обнаруживает, что у Дюфрена есть не только лишь супруга, да и прелестная дочь. Вспомнив свое тяжелое детство без отца, она останавливает себя — уходит, ничего не говоря госпоже Дюфрен. А позже, с болью себе, выводит собственного возлюбленного на чистую воду и расстается с ним. Все. Никто не кончает собой, никто никого не разрезает. Эпизод завершился, жизнь длится.

Но драма и в музыке, и в тексте, и в постановке Лоя — реальная! Она происходит тут и на данный момент, пред нашими очами. Атмосфера театральной жизни передана правдиво, с точными деталями (чего же стоят репетирующие танцовщики, которых мы на мгновение лицезреем, когда раскрывается дверь в гримерную Зазы!). Некие моменты в опере — к примеру, маленькая ария, когда основная героиня, смотря из окна, провожает взором собственного уходящего возлюбленного; либо диалог Зазы и дочери Милио, — истинные бриллианты Леонкавалло. Да и тут нужно употребить некое умственное усилие, чтоб отделить написанное композитором (а он же сам и создатель либретто по пьесе П. Бертона), от поставленного Лоем и сыгранного артистами, — так целостным произведением искусства воспринимается эта опера на сцене Театра-ан-дер-Вин.

Большая толика фуррора в спектакле принадлежит сопрано Светлане Аксёновой. Учившаяся в Петербургской консерватории, потом в Милане и Базеле, эта певица интенсивно работает крайние годы в различных европейских театрах. Но в Вене ее пока не знали. Аксенова-Заза не сходит со сцены все два часа, которые продолжается опера, отлично «пробивая» на верхних нотках оркестр, заставляя слушателя затаить дыхание в лирических моментах. Она пляшет, страдает, бранится, напивается с горя, любит, — одним словом, играет с глубочайшим гармоническим артистизмом. Прекрасен в спектакле был и всемирно узнаваемый баритон Кристофер Мальтман в партии Каскара. А вот узнаваемый австрийский тенор Николай Шукофф (Милио) отлично подступал к главной мужской партии как типаж, но по последней мере на 2-ух крайних спектаклях испытывал приметные трудности с верхним регистром. Вообщем, даже певческие задачи Шукоффа не попортили целостного театрального воспоминания.

Три театральные премьеры, которые зрители должны были узреть в весеннюю пору

Австрийский дирижер венгерского происхождения Штефан Шолтес, имеющий большой опыт работы в германских музыкальных театрах, в первый раз стоял за пультом Театра-ан-дер-Вин и отлично совладал с музыкальным управлением как спектаклем в целом, так и Оркестром телерадиокомпании ORF а именно.

Остается добавить, что в Театре-ан-дер-Вин, не располагающим большенными фойе, решили провести спектакль без антракта, а публику на разреженные места в зале пускали через обозначенные в именных билетах различные входы, надлежащие различным частям зала, минимизируя таковым образом контакты меж слушателями. И если чего же и не хватало на «Зазе», так это конкретно энергетики зала, приметно сниженной из-за разреженной рассадки и иных рестрикций коронавирусного времени. Но радостно, что и эта важная для Вены и Европы музыкально-театральная площадка опять заработала. В во 2-ой половине октября на сцене Театра-ан-дер-Вин ожидается «Порги и Бесс» Гершвина, а в ноябре — «Свадьба Фигаро» Моцарта.

Добавить комментарий