Народный артист России Василий Овсянников – невероятно позитивный человек. И выходя на сцену, он заряжает особой энергетикой своих зрителей, создавая теплую, добрую атмосферу духовного единства.
Накануне очередной творческой командировки мы попросили его ответить на наши вопросы.
– Василий Петрович, с концертами Вы проехали вдоль и поперек всю страну, исполняли русские песни в 137 странах мира. И вот опять с 4 по 10 июня – по малым городам и весям Саратовской области.
– Моя профессиональная деятельность связана с замечательными государственными коллективами – Рязанским государственным академическим русским народным хором им.Е.Г.Попова, Государственным Омским русским народным хором, Государственным академическим русским народным хором им.М.Е. Пятницкого, Национальным академическим оркестром народных инструментов России им.Н.П. Осипова. В их составе, ещё 30 лет назад, я узнал, что такое Сибирь, что такое мороз, пельмени и Байкал. Россия – огромная страна, и сколько бы ни ездил, сколько бы ни выступал, все равно остаются не пройденные дороги.
Вот, и у себя на малой родине, в канун 70-летия освобождения Брянщины от фашизма, я провел 71 благотворительный концерт, во всех 28 районах! 95 концертов отработал в Иркутской области. В прошлом году меня пригласили в проект «Песня – душа народа». Понравилась идея – обращение к памяти легендарной русской певицы Лидии Андреевны Руслановой, творческое и духовное объединение в пространстве одной области. Память – она же не дает нам возможности утратить корни, потерять то, что веками формировало наши нравственные ценности. И народная песня в этом пространстве памяти имеет свое – незаменимое место. С песней человек рождается, живет и умирает. Предки наши с песней работали, убирали хлеб, с песней шли на войну, с песней провожали в последний путь, с песней славили молодоженов. А рекрутские песни! — это же сплав трагизма и патриотизма: на 25 лет уходили служить…служить Отечеству.
– Знакомы ли, понятны, интересны такие песни современным россиянам?
– Пока они еще есть в социокультурном пространстве страны. И в традиционных фольклорных формах, и в современных обработках. Причем, практически нет современных песен, которые по содержанию, по смысловой наполненности, превосходили бы традиционные. При правильном выборе формы традиционные песни становятся хитами, весьма популярными у молодежи.
– Вы – профессор кафедры сольного народного пения Московского государственного университета культуры и искусств. Учите своих студентов находить эти новые формы?
– Своих студентов я учу понимать то, о чем они поют. Это главное. Еще – петь нужно одушевленно и как в последний раз, не экономить силы и чувства. Ну, а дальше уже техника исполнения – мы же готовим профессионалов.
– Возвращаясь к предстоящим концертам, хочу спросить вот о чем: вы выступаете на ведущих сценах страны, выезжаете на международные форумы в составе правительственных делегаций, были в Сирии, Луганской и Донецкой Народных Республиках…, а через несколько дней – Мокроус, Базарный Карабулак, Дергачи…
– Нашу национальную культуру формируют маленькие ручейки, которые стекаются в большую реку из провинции, из глубинки. Наши великие музыканты, певцы, художники, писатели, поэты – они все когда-то жили в глубинке. Там – наше культурное все! И там остается источник подпитки и для культуры в целом, и для каждого творческого человека.
В прошлом году начинали мы в Саратове, а затем проехали 12 районов. С уникальной московской исполнительницей русской песни Галиной Марфиной мы работали сольно, а на каждой концертной площадке к нам присоединялись местные творческие коллективы. Сразу стало понятно: артисты соскучились друг по другу, по сцене, по аудитории, зрители заждались встречи с хорошей песней. Слава, что называется, бежала впереди нашего микроавтобуса. На каждой следующей площадке атмосфера все более и более наполнялась осознанием единства большой страны. Если перевести это в конкретный пример, это будет «Катюша», которую в финале концерта исполняли не только артисты на сцене, но, и весь зрительный зал, зачастую стоя, и это был и творческий, и эмоциональный взаимообмен.
Уже по завершении цикла концертов в прошлом году возник зрительский запрос на продолжение проекта. К всеобщей радости в этом году мы проедем еще 12 районов. Будут, кроме названных Вами, города Маркс, Аткарск, Петровск, Ершов, поселки Новые Бурасы, Татищево, Озинки, Дубки, Ровное.
– Проект «Песня – душа народа» реализуется с использованием гранта национального проекта «Культура», в рамках федерального проекта «Творческие люди», предоставленного ООГО «Российский фонд культуры». Это одна из новых форм поддержки культурной инициативы.
– Я застал те времена, когда активно работали Москонцентр, Союзконцерт. Профессиональные коллективы много ездили по стране, выезжали за рубеж. После большого перерыва плановая гастрольная деятельность начинает возрождаться. Появились и новые формы поддержки культурных инициатив, по большей части – грантовые программы. И это хорошо. Духовное пространство не должно испытывать дефицит культуры. Творческим людям жизненно важна обратная связь.
– Бытует устойчивое мнение, что грантовые программы должны быть направлены на поддержку современного искусства, так называемых, креативных индустрий, межотраслевых, сетевых культурных и кросскультурных проектов. В первую очередь, на молодежь.
– Я начинал карьеру с русских народных песен. Они мне близки с детства, отец был деревенским самородком, знал много песен, хорошо пел, играл на гармошке. Да, и вообще, я рос в эпоху, когда песни много и хорошо пели хором – в избе за столом, во дворе, на массовых мероприятиях. Это было современное по тому времени искусство… Сейчас в моем репертуаре есть и классика, и романсы, и песни советских, российских композиторов. И судя по зрительской реакции, все они современные.
– Говорят, у Вас их около пяти тысяч.
– Да, за долгую творческую жизнь накопилось. Но в активном пользовании – около пятисот. Так вот. Современное искусство, конечно, надо поддерживать. Но ровно так же, как академическое и народное. Поддерживать, чтобы из него что-то выкристаллизовалось и вошло в национальную культуру, где уже свое место занимают академическое и народное искусство.
Понимаете, в пространстве культуры формируется характер народа. А характер народа определяет судьбу страны. Сегодня это очевидно также, как в годы Великой Отечественной войны.
Кстати, вот совсем недавний пример. В конце апреля Рязанская филармония провела на железнодорожном вокзале своего города своеобразный флешмоб в рамках всероссийской акции «Песни Победы». Артисты Рязанского государственного академического русского народного хора им.Е.Г. Попова, ансамблей «Крылатая пехота» и «Контакт» поздравили земляка-ветерана легендарной песней «Катюша». Очень трогательно и пронзительно получилось. Ролик разлетелся по соцсетям, набрал огромное количество просмотров и откликов. Участница обсуждения рассказала, что в Телеграм-канале одного из наших военкоров — это видео прокомментировано следующим образом: так в Рязани встречают десантников, которые возвращаются домой… Вот как можно увидеть песню и характер народа с линии фронта…
А ведь в этом флешмобе «Катюшу» исполняли молодые артисты, смотрели видео и репостили его в соцсетях в большинстве своем их ровесники. И на наших концертах эту песню поют все – и дети, и их мамы с папами, и бабушки с дедушками. Она уже – часть нашего культурного кода. Как, впрочем, и многие другие песни, которые уже в ближайшие дни будут звучать на наших концертах в Саратовской области.
Елена Демьянченко