Вальц-TALK у «Петровича»: Дарья Январина, Владислав Кирюхин | статьи на kinoreef

…Кто повенчал в этом мире песню и певца?
Только любовь.

«Дорога без конца»

Артистов так часто несправедливо упрекают в пассивной творческой позиции… пора это прекратить и запомнить: да, актёр – зависимая профессия. Практически то же самое – упрекать врачей за приверженность проверенным методам лечения, а учителей – за то, что несут детям утверждённую школьную программу и традиционные моральные установки. Все мы по-своему живём между молотом и наковальней. Даже Тому-Кого-Нельзя-Называть порой не спится… Точно узнать не дано, но кто нам запретит придумать Историю и сделать Допущение? А потом об этом поспорить.

Квартирник “Давайте поговорим об истории” – очередной вечер из цикла творческих встреч, организуемых компанией My Magical Musical в клубе-ресторане «Петрович», что скромно прячется во дворах при Мясницкой улице. Ведущий – Евгений Вальц – продолжая развивать свой дар доброго следователя, в присутствии заинтересованной публики общался с новыми гостями, артистами театра «Московская оперетта», солистами многих московских мюзиклов Дарьей Январиной и Владиславом Кирюхиным.

Часть вопросов, прозвучавших сегодня, поступила, как обычно, от зрителей. Вопрос-победитель был многословен и сложносочинён, но выбрали его не за это, а потому что, зацепившись за его часть «бывало ли вам тесно (в рамках театральной практики и тд и тп)», участники от души нашутились, припомнив смешные случаи, когда им действительно бывало тесно – в севших после химчистки костюмах или по причинам, требующим усилить внимание к физкультуре. В связи с этим хочется заметить: «умные вопросы» мы то ли задавать не умеем, то ли они нашим кумирам поднадоели. Возможно, есть смысл интересоваться у артистов не их «творческими планами», подсознательными влечениями, а также отношением к режиссёрским причудам и продюсерским комбинациям, а профессиональными фишками, которые могли бы пригодиться нам в повседневной жизни. Например, как выбросить из головы тяжкие думы и сосредоточиться на разговоре с ребёнком, как выбрать имидж для собеседования, как доходчиво выразить мимикой и жестом эмоции, которые никак не получается донести до важного нам человека. Это мечты, а в реальности мы узнали другое – но тоже достаточно интересное – о наших сегодняшних героях.

Темой вечера заявлена История во всех её сложных взаимоотношениях со сценой. Конечно, не раз прозвучало имя «Графини де Ля Фер», опремьерившейся накануне с большим эффектом, где Евгению Вальцу досталась трагикомическая роль Людовика Тринадцатого. С арии этого незадачливого политика начался вечер, и свойственные солисту глубина чувств и тонкость вкуса не могли не отразиться на концертном исполнении.

Камнем преткновения в работе с историческими фактами и персонами на подмостках являются, как можно было предположить и как выяснилось из беседы, достоверность событий и характеров и аутентичность антуража (костюмов, декораций, мелодий). Владислав Кирюхин, скорее, является противником анахронизмов в театральных постановках: если уж браться за классику, то одевая и произнося ее так, как задумал автор и как подсказывают дошедшие до наших дней источники. Дарья Январина смотрит на вещи более либерально: героев истории, как персонажей мифов и легенд, можно и нарядить современно, и перенести в обстановку, визуально близкую зрителям двадцать первого века. Главное условие (в этом сходятся оба артиста) – чтобы режиссёр отчётливо себе представлял мотивацию и цель своих решений и ясно доносил свой замысел до исполнителей. Потому что – и тут с гостями соглашается ведущий – за результат всё-таки отвечает постановщик. Артист, конечно, на острие шпаги, направленной в сердце зрителя – но лезвие должно быть прочно, гарда надёжна, а рука тверда. Иначе аудитория получит лишь булавочный укол, а при нынешней толстокожести публики это не милосердие, а творческая неудача.

В начале вечера Е. Вальц предложил гостям выбрать, в какую эпоху они бы не отказались «слетать» на машине времени (сам он думает о 60-х годах прошлого века). Владислав тоже посетил бы двадцатый век, но в более опасные времена; Дарья мечтает присутствовать при создании наскальных рисунков (её увлекли сюжеты Тамары Эйдельман об острове Пасхи и загадочных статуях, творениях древних людей).

Театр Оперетты даёт артистам возможность не хуже машины времени побывать в различных эпохах: от века Цезаря и короля Артура до средневековой Италии и викторианской Британии. Впрочем, мюзикл «Любовь и голуби» тоже по-своему «историческое» произведение, хотя свидетелей того времени мы ещё можем расспросить о его событиях лично. Возможно, они будут необъективны – зато искренни в оценках. Кстати, Владимир Меньшов очень позитивно отозвался о спектакле, сделанном по той же пьесе, что его культовый кинофильм.

Вообще, приближает ли театр зрителя к эпохе или эпоху к зрителю, главная задача – именно во взаимном сближении. А цель сближения – знакомство и понимание. Для этого зачастую классические произведения приходится переформатировать для сцены, и результат разные люди воспринимают по-разному. Влад и Даша припомнили диаметрально противоположные реакции зрителей на события мюзикла «Анна Каренина». За нами наблюдают через щель в кулисах, друзья, не зевайте и не держите восторг в себе!

Для лучшего понимания сюжета иной раз приходится очень сильно менять характеры отдельных персонажей, привычных читателю по книгам. Бошан, например, которого Кирюхин играет в «Монте Кристо», совсем не такой, как в романе Дюма, но его функция в спектакле – почти «распорядитель», и он действует соответственно. А юная Джейн Эйр у нас, оказывается, более «англичанка», чем даже в спектакле Национального театра Лондона, об этом рассказала Даша, очень ответственно подходящая к работе над ролью.

«Зачем я иду к стулу?» Оживление персонажа очень нелёгкое дело, по признанию артистов. Прежде всего, конечно, нужно «оживить» себя для «прогона в одиннадцать утра», по признанию Евгения. А уж затем, как в лицах представил Влад, пытать себя и режиссёра о причинах поступков и даже физических действий героя на сцене. Ведь ему предстоит убедить зрителя в логичности своих «решений» по ходу сюжета. Конечно, «развести на эмоции» можно и облив зал из брандспойта лимонадом (авторская фантазия, простите) – но акционизм такого рода не будет относиться к искусству театра, согласимся.

Отдельно поднимался сегодня вопрос «политкорректности/толерантности» относительно того, кому какие роли «можно» или «нельзя» исполнять. Ясно, что требовать от российского театра соблюдения квоты на чернокожих артистов просто-напросто глупо. Об этом высказалась от лица публики (той части, что с ней согласна) Наташа Бейзерова. Оказывается, бродвейские правообладатели мюзикла «Король Лев» отказываются предоставить нашим продюсерам лицензию на эту постановку, потому что им непременно нужно, чтобы некоторые роли играли артисты африканского происхождения. Хорошо, что они едва ли смотрели дивного Отелло в исполнении максимально русского Сергея Бондарчука… при этом темнокожая Анна Болейн или герцог Йоркский в Европе никого уже не смущают. Тему мы, конечно, сегодня не закрыли, но обсудили интересно. Тем более что Сергей Ли – Вронский давно влюбил в себя массы поклонников жанра.

Конечно же, участники встречи порадовали нас вокалом, спев несколько популярных арий из отечественных и зарубежных мюзиклов и оперетт. А Дарья Январина представила авторскую песню, открыв тем, кто ещё не был в курсе, новую грань своего дарования: тёмную, но увлекающую.

Вместе мы помечтали о том, что хотели бы увидеть нового на мюзикловом «небе» России. Это и «Евгений Онегин», и «Герой нашего времени», и The Six (история шести жён Генриха Восьмого), и задуманные в тайных уголках авторских душ произведения о Ленине и Гагарине (вы ничего не знаете! Это два секрета).

Главное впечатление от встречи «Поговорим об истории», пожалуй, то, что это была встреча со счастливыми людьми. Когда есть много любимой работы, а рядом и здоровы близкие люди – то артист ты или сварщица, а может быть репортёр – ты счастлив и идёшь в будущее смело, творя историю – свою и всех, с кем соприкасаешься, на благо людей.

Елена Трефилова специально для MuseCube

Фотографии Любови Гайворонской можно увидеть здесь

Репортаж Наталии Каминской – здесь

А фотографии Екатерины Шторм – тут

Добавить комментарий