Француз Жюль Массне написал "Дон Кихота" специально для Федора Шаляпина. Мировая премьера состоялась в 1910 году в Монте-Карло. С тех пор эту оперу хоть и нельзя назвать одной из самых популярных, она, естественно, очень любима лучшими басами мира, всегда превращаясь для них в прекрасный бенефис.
Итальянский дирижер Энрике Маццола рассказал, чего ждать публике от театра
Обозначив свой опус как "героическая комедия", композитор таким образом дал редкую свободу режиссерскому творчеству. Аскар Абдразаков прочитал партитуру исключительно в академическом стиле и романтическом ключе, что в современной театральной жизни — краснокнижная редкость. А в интерьерах Исторической сцены Большого театра спектакль и вовсе выглядит музейным экспонатом.
Подобное впечатление подтверждает взгляд на эту оперу художника Ивана Складчикова, чьи не столько декорации, сколько богатые костюмы — натуральные ткани, ручное кружево, много золота, парчи и бархата, делают зрелище роскошным до такой степени, что иногда даже эта визуальность в духе позднего испанского маньеризма доминирует над музыкой. Впрочем, в сказке, воспевающей рыцарство, мечтательность и идеалистический взгляд на жизнь в целом, подобная красота, переходящая в наивность, вполне кстати.
Эта история Дон Кихота кардинально отличается от той, что была написана Сервантесом. Здесь нет той сатиры, на которой настаивал автор, а Дульсинея — не просто дама сердца Рыцаря без страха и упрека. Красавица, богатая мадридская куртизанка, и Дон Кихот — единственный, кто сделал ей предложение и все же был отвергнут. Роскошная Дульсинея, чистый плод фантазии хитроумного идальго, женщина-образ и прекрасная дама из либретто Анри Кина. Ее судьба — дарить запретную любовь каждому, кто пожелает ею завладеть. И, быть может, по сути, она недостойна Дон Кихота. Елена Максимова — приглашенная солистка Венской оперы и Большого театра — специально была позвана на эту постановку в Уфу и прекрасно перевоплотилась в роковую испанку.
Рыцарь Печального Образа у Аскара Абдразакова — абсолютно классический герой, чуть отстранившейся от реальности. И с оттенком усталой обреченности он возвышается над громкой и праздной толпой. Его образ полон мельчайших, характерных деталей и нюансов, что моментально находят отклик в зале. Санчо Панса Владимира Копытова не только верный оруженосец своего рыцаря, которому изредка все-таки удается чуть-чуть пошутить. Но и все же самым пронзительным моментом спектакля становится драматический финал, когда Санчо прощается со своим "добрым господином".
Антон Пимонов: Пермь — балетный город до мозга костей
За последние годы — это уже третий визит Башкирского театра в Большой. Прежде в гостях побывали "Аттила" Верди и "Фауст" Гуно. И это очень важно в плане творческого роста и мотивации для российских коллективов иметь шанс показывать на главной сцене России свои лучшие работы. И не в рамках тех или иных фестивалей, в афише которых всегда много событий, а именно, как говорится, в индивидуальном порядке.
Сегодня все больше регионов, где культурная жизнь набирает силу, и коллективы возвращаются на театральную карту страны. Но не все субъекты богаты и могут позволить себе такое благородное, но крайне затратное дело, как субсидирование гастролей своего театра. И если бы федеральное министерство дарило в летнюю межсезонную паузу такую возможность российским театрам не со столичной пропиской это было бы и интересно, и справедливо.