Свеча памяти: Москва этнокультурная и межэтническая и «Манящие миры» | статьи на kinoreef

В России каждый год в начале сентября отмечается День солидарности в борьбе с терроризмом — один из самых трагических дней в календаре нашей страны…

Во многих государственных учреждениях вспоминают жертв теракта в Беслане и отдают дань памяти тем, кто погиб также в Москве (в подземном переходе на станции метро Пушкинская, в вагонах метро на Автозаводской, в театральном центре на Дубровке), Буденновске, Первомайском, при взрывах жилых домов в столице, Волгодонске и Буйнакске…

В этот день очень важна солидарность и сплоченность общества и государства. Учитывая многонациональный состав народонаселения России, очень символично, что концерт, который состоялся 2 сентября в библиотеке 164 ЮАО г. Москвы — в рамках
акции «Свеча памяти» к Дню солидарности в борьбе в терроризмом от межрегионального этнокультурного проекта «Пространство памяти» и фестиваля «Манящие миры. Этническая Россия», был подготовлен силами профессионалов из разных регионов страны: провела его Татьяна Сечко (Мурманская область), автором сценария и постановщиком был Дмитрий Хромченков (Сахалин), режиссером выступила обладательница звания Душа России Лидия Кручинина (Камчатка).

Среди участников концерта были в том числе представители редких и малочисленных народов (например, нивхи и саамы). Пока шла отладка звука и трансляции мне посчастливилось пообщаться с настоящим Дедом Морозом из Лапландии. На Александре Кобелеве был надет свадебный мужской костюм с бисерным орнаментом; будучи в гетрах и летней шапке, он пил горячий чай и очень занятно излагал исторические и этнографические факты и байки о лопарях, их промыслах и традициях. В России сейчас зарегистрировано около 1,7 тыс представителей саамов (это численность учеников одной московской школы с пятью классами в каждой параллели, для примера). Рядом одна из участниц концерта помогала кому-то освоить азы игры на варгане и показывала привезенные с собой сувениры. В комнате, отведенной под гримерку, отчаянно разминались и пытались не заснуть артисты из восточных регионов (московские 13.00 для них — глубокая ночь).

Однако ровно к заявленному в афише времени все артисты были готовы к встрече со зрителями в актовом зале. Повод концерта не располагал к улыбкам, но добродушие и общность интересов «витали в воздухе» и не создавали искусственную дистанцию между «сценой» и «залом».

Пока Татьяна Сечко излагала вводную часть, артисты хореографических ансамблей двигались в нарочито замедленном темпе, будто пробираясь сквозь годы и десятилетия общей боли и страданий, и иногда замирали, обнявшись, демонстрируя единство и поддержку. Во время всех номеров в углу сцены всегда кто-то находился, «поддерживая огонь» свечей памяти.

Открывала концерт финалистка проекта «Этнолайф» (2022) Вероника Ушолик (Чукотка). Номер был исполнен на национальном языке, но и без программки и понимания текста было очевидно, что эта песня о слезах и горестном плаче… Мелодия уносилась куда-то ввысь, ей было тесно в этих стенах, казалось, она готова обнять каждого на своем пути. Это был единственный момент в концерте, где зрители (по привычке, должно быть) пытались аплодировать…

Нивхский национальный ансамбль «Ари Ла Миф» представил наигрыши на инструменте «Играй, мой канган». Очень пронзительно здесь звучал сольный вокализ.

Эвенский  национальный ансамбль «Нулгур»привез не один номер: в первой части программы девушки показали хореографическую композиция «Чайки», отчаянно и изящно «заламывая крылья».

Между номерами ведущая зачитывала отрывки из интервью и дневниковых записей очевидцев терактов — тех, кто был там, но выжил. Слезы стояли в глазах многих зрителей и тех, кто находился в библиотеке по долгу службы (в том числе для освещения этого события в прессе). Геннадий Салиндер (баритон российской Арктики) с известнейшей песней «Журавли» был весьма кстати после трех номеров, во время просмотра которых у зрителей чувства преобладали над разумом, — здесь уже можно было не стесняться и не вытирать уголки глаз.

Екатерина Спешнева (Новосибирск) поразила виртуозным владением игры на варгане. Бусинки ее головного убора, опускающиеся с висков едва-едва касались музыкального инструмента и оказывали какое-то гипнотическое воздействие, из которого не смог затем вывести трагический голос Татьяны Сечко, но в которое еще глубже погрузили звуки бубна Ольги Ласточкиной (Камчатка) — артистка к тому же владеет уникальной национальной хореографической техникой, ее движения схожи с движениями птиц и животных (здесь становилось очень спокойно и уютно, будто об опасности уже предупредил чуткий и заботливый зверь, а птицы показали дорогу в укромное место).

Вышеупомянутый «Нулгур» в танце «Заря» вывел в зал и мужчин, что однозначно хотелось трактовать как надежную защиту всех тех, кто младше и не так силен духом. Под финальные ноты мелодии на поклон вышли все участники концерта — с тем чтобы после почтить память погибших минутой молчания и вынести на авансцену бережно хранимые до того горящие свечи.

Традиционно в День солидарности в борьбе с терроризмом отпускают в небо белые воздушные шары — здесь их, к счастью, и в рамках заботы об окружающей среде, держали в руках…

Этот концерт, помимо прочего, имел своею целью наглядно показать сплоченность: потому для общего фото из зала и служебных помещений были приглашены все те, кто работает над этнокультурными проектами «Пространство памяти», «Звуки Евразии» (ранее «Этнолайф»), фестивалем «Манящие миры. Этническая Россия», в сфере межэтнической журналистики и др. Конечно же, к ним присоединились и зрители.

Мероприятие проводилось при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и объединения культурных центров ЮАО г. Москвы.

Ольга Владимирская специально для MuseCube
Фоторепортаж автора можно увидеть здесь

Добавить комментарий