Страдающий Ленинград | статьи на kinoreef

Фото с сайта afisha.ru

8 сентября, в день памяти жертв Ленинградской блокады, в кинотеатре КАРО 9 «Варшавский экспресс», состоялась Петербургская премьера фильма «Блокадный дневник». В обсуждении фильма участвовал режиссер Андрей Зайцев. Картина получила «Золотого Георгия», приз зрительских симпатий на ММКФ-2020 и двух «Золотых орлов».

Сюжет фильма «Блокадный дневник» основан на дневниковых записях Ольги Берггольц и блокадной книге Алеся Адамовича и Даниила Гранина. Главная героиня фильма на исходе самой тяжелой блокадной зимы, похоронив мужа, идет через весь Ленинград, чтобы проститься с отцом. Она не видит будущего и уверенна в том, что вскоре умрет от голода в оккупированном городе.

С выхода первого трейлера, фильму уделили множество критических статей, каждая деталь будущего фильма вызывала у их авторов бурю отрицательных эмоций, каких не могли вызывать другие современные фильмы о войне. Блокада Ленинграда по-прежнему остается очень личной темой для каждого, кто с ней каким-то образом соприкоснулся, и любая вольная интерпретация блокадных событий вызывает отторжение и праведный гнев. Несмотря на то, что режиссер фильма изначально опирался на общеизвестные источники – блокадные дневники и воспоминания очевидцев, у критиков возникли вопросы и к «блокадному быту», обугленным лицам горожан, их шаткой походке и даже схожестью жителей блокадного города с голливудскими зомби.

В действительности, большая часть деталей блокадного быта, необычный внешний вид Ленинградцев, шаткая походка, описаны в источниках и не вызывают вопросов. Более того, режиссер пошел по пути Тарковского и много месяцев после постройки декораций ждал, когда выпадет настоящий снег, чтобы нагляднее передать атмосферу оккупированного города. Ленинград «Блокадного дневника» передает атмосферу ужаса, безнадежности и какой-то таинственной, страшной красоты.

Фото с сайта rg.ru

В первом эпизоде фильма показаны «типичные» фашисты, которые радуются жизни на укреплениях, обстреливают Ленинград, совершенно не думая о том, как мучаются в окружении мирные люди. Именно после этого эпизода хочется встать и выйти из зала, не потому что эта история исторически неверна, наоборот, она описывается в блокадном фольклоре, а потому, что он абсолютно не вяжется с заявленной темой. Это искусственная, шаблонная вставка, мешающая воспринимать всю оставшуюся картину всерьез.

Однако, если постараться не акцентировать внимание прологе, дальнейший сюжет погружает зрителя в ужасный мир блокадного города, который с каждым последующим эпизодом становится все страшнее и интереснее. Основной сюжет в фильма разбавляют цветные эпизоды – детские воспоминания Ольги об отце, они немного отвлекают от ужасов и, в целом, дают зрителю отдохнуть от эпопеи человеческих страданий.

Фильм Андрея Зайцева качественно отличается от того, что было снято о войне в последнее время, но оставляет смешанное впечатление. Зритель понимает, что героиня, вырвавшаяся из ужаса осажденного города будет вынуждена вернуться обратно. Из-за того, что фильм местами похож на документальный, тяжело воспринимается общая сюжетная линия. Возможно тех, кто впервые увидит на большом экране, что происходило в Ленинграде во время блокады, лента очень удивит. Но кто-то вероятно захочет и «развидеть» уведённое. В каждой блокадном эпизоде наглядно показывается, что пришлось пережить людям. Очень гармонично смотрится Ольга Озоллапиня в роли Ольги Берггольц, способная передать сложные эмоции изможденной и потерявшей надежду женщины. В то же время важно, что у режиссера хватило смелости показать зрителю город именно таким, напомнив о том, что война, это еще и голод, боль и борьба за банальное выживание. Что героизм − это не только смелые схватки с противником, но и способность оставаться человеком в нечеловеческих условиях, продолжать делать свою работу среди смерти и боли и дарить надежду другим людям.

Галина Супрунович специально для Musecube

Добавить комментарий