Спиритический сеанс | статьи на kinoreef

Начало года — время красивых юбилеев, которые мы отметим не только лишь поэтому, что гениев необходимо держать в голове, да и для удовольствия опять повстречаться с ними. Наши юбиляры: величавый режиссер Миша Ромм, которому исполняется 120 лет, величавая актриса Джульетта Мазина и величавый тенор Марио Ланца — обоим было бы по 100. Эра веба дозволяет устроить для себя ретроспективу в хоть какой момент: все их наилучшие сотворения есть в Сети, и я подскажу, почему они стоят вашего внимания и какие конкретно киноленты недозволено пропустить тем, кто эти имена понимает лишь понаслышке, а может быть, и не понимает совершенно.

Новаторское

От рыданий к раздумьям

Берлинский кинофестиваль начал открывать свои козыри

В 1956 году русские зрители плакали над "Убийством на улице Данте" — мелодрамой о французской актрисе Мадлен Тибо, которая соболезновала антифашистскому Сопротивлению, и ее отпрыску Шарле, ставшем убежденным нацистом. Мадлен игралась неотразимая Евгения Козырева, Шарля — 22-летний и тоже неотразимый Миша Козаков. На спектакле актриса по роли стреляла, но не в напарника на сцене из бутафорского, а в гауляйтера в зале из реального пистолета, и со зрителями случался род катарсиса. В этом кино торжествовали правда и гордость, там не прощали предательства. На кинофильм было не попасть. Сейчас его глядеть любопытно, но тяжело: он очень настойчиво дирижировал нашими чувствами.

Режиссером был Миша Ромм. В его фильмографии уже были "Пышка" по Мопассану, 1-ый российский истерн "Тринадцать", дилогия о Ленине, сделавшая его "муниципальным режиссером", "Мечта" с Раневской, "Адмирал Ушаков" и "Скрытая миссия"… Он достигнул вершин — и художественных, и человечьих. Но опосля "Улицы Данте" решил: все обязано быть по другому, буду снимать кино другое. Лишь о современности. Лишь о том, что лично понимаю. Без украшений. Кино как диалог, размышление. Так возникли, взорвав экраны, "Девять дней 1-го года" — фильм-рубеж. Он попал в необходимое время в необходимое пространство: оттепельная страна кипела мыслями, гордилась Гагариным, шли споры физиков и лириков, наука — в центре общего энтузиазма, представить это умственное кипение масс сейчас тяжело. Ученые-физики казались инопланетянами, но родными, их практически непонятный язык необходимо было понять. Алексей Баталов и Иннокентий Смоктуновский в ролях атомщиков стали кумирами миллионов. Черно-белый, изобразительно аскетичный разговорный кинофильм, снятый в технологических системах, стал увлекательнейшим из хитов.

Это была новаторская лента. Ромм развивал теорию насчет неминуемой победы синематографа над театром и поочередно истреблял в кинофильме все признаки театральности — в игре актеров, оформлении, монтаже, ставшем маленьким и резким.

Во всех картинах, включая лениниану, Ромм искренен. От всей души опровергал "украшательство" и не воспринимал "Волгу-Волгу". Стремился к документальной публицистике и к концу жизни снял "Обычный фашизм" на базе нацистской хроники — кинофильм животрепещущ до сего времени. Не успел окончить публицистическую картину "И все-же я верю…", где воплотил надежды на молодежь, которая сделает мир справедливее и безопаснее. Надежды не оправдались, но мастер о этом уже не вызнал. Он оставил величавые киноленты и воспитал поколения величавых режиссеров-последователей: посреди его учеников Митта, Чухрай, Шукшин, Тарковский, Абуладзе, Кончаловский, Соловьев, Чхеидзе, Асанова, Ильенко…

Что еще поглядеть?

"Тринадцать", 1936. Ремейк британского вестерна "Патруль", действие перенесено в Среднюю Азию. 1-ый русский опыт в этом жанре.

"Мечта", 1941. В ролях Лена Кузьмина, Фаина Раневская, Миша Астангов, Ростислав Плятт.

"Ленин в Октябре", 1937. В ролях Борис Щукин, Николай Охлопков. Сейчас, с высот новейшего познания, почти все смотрится по другому — конкретно поэтому, что создатель был честен впереди себя и временем.

Солнечное

Больше, чем Карузо

У него был особый глас, ни с чем больше не сопоставимый, — солнечный, атакующий, чувственный. Тенор, который сверкал и искрился, все вокруг освещая. Марио Ланца, суперзвезда середины ХХ века. Его считали вторым Карузо — он и обучался на записях величавого оперного певца, и сыграл его в кинофильме "Величавый Карузо", пожалуй, даже превзойдя знаменитого гения в мастерстве и мощи вокала.

"Полночный поцелуй": на сцене идет "Мадам Баттерфляй" Пуччини. Фото: kinopoisk.ru

Судьба странноватая — счастливая и трагичная. Сам Артуро Тосканини пророчил ему карьеру величайшего оперного певца века, но опосля триумфального выступления в концерте его соблазнил в кино Луис Б. Майер — всесильный шеф студии "Метро Голден Майер". Марио ожидал неслыханный взлет славы опосля дебютной лирической картины "Полуночный поцелуй" (1949) и в особенности опосля "Любимчика Новейшего Орлеана" 1950 года, где он, фактически, и сыграл собственный 1-ый триумф в виде полунищего рыбака, сразившего своим голосом оперных воротил и ставшего мировой звездой. Чувственно исполненная им песня Be M y Love вошла в число хитов всех времен. "Величавый Карузо" закрепил фуррор, любовная драма "Поэтому что ты моя" (1952) одарила мир еще одним песенным хитом Because You re Mine. Его пластинки расползались многомиллионными тиражами, его осыпали престижными заслугами. Потом началась "темная полоса": певец набирал вес, и в кинооперетте "Царевич студент" режиссер настоял на подмене его в роли красавца-принца на другого актера, и в кинофильме остался лишь его глас. Это было мощным ударом, от которого певец уже не оправился: начались трудности с выпивкой, с шалящим сердечком. Он еще имел относительный фуррор в фильмах "Серенада" и "Семь бугров Рима", да и слава, и здоровье ему изменили совсем. Он погиб в 38 лет от сердечного приступа, оставив продолжающие восхищать киноленты, четырех малышей и супругу, которая не вынесла разлуки и тоже скоро оставила этот мир.

Трагикомическое

Джульетта и Федерико

Джульетта Мазина — дама одной любви и актриса 1-го режиссера: она была музой Федерико Феллини. Она снималась и у таковых мастеров, как Ренато Кастеллани, Роберто Росселлини, Эдуардо де Филиппо и Жюльен Дювивье, но славу ей принесли роли в фильмах ее жена "Дорога", "Ночи Кабирии", "Джульетта и духи" и "Джинджер и Фред".

У нее все данные клоунессы. Большие глаза, глубочайшие, трагические. Рост маленький, фигура хрупкая, беззащитная, трогательная. В "Дороге" (1954) она Джельсомина, клоунесса даже по роли, ее пренебрегает великан-атлет Дзампано, купивший девченку в ассистентки (Энтони Куинн). Феллини тогда еще не расстался с традициями неореализма, но уже приближался к своим будущим сюрреалистическим фантазиям. А цирк — его любовь на всю жизнь, которую он трактовал как затянувшийся цирковой аттракцион: во всех его картинах лейтмотивом проходят циркачи — красноватые носы, набеленные лица, трубы и барабаны.

1-ая триумфальная роль Джульетты Мазины — трагикомическая клоунесса Джельсомина в кинофильме "Дорога". Фото: kinopoisk.ru

Потрясением стали "Ночи Кабирии", история малеханькой римской путаны, которая желала о большенный любви. Фактически, Мазина и тут была клоунессой, надевшей маску уличной дамы, но она резко выделялась из толпы меркантильных товарок доверчивой верой в добро. Гипнотизер посулил ей семейное счастье в лице красивого Оскара, и этот Оскар материализовался с явлением некоего хитрована, пусть и невзрачного, но уделившего ей внимание. Она доверчиво вручит ему свои сбережения и, понятно, все ее грезы пойдут прахом — ее в очередной раз околпачат. Финишная ухмылка Кабирии вошла в историю как один из самых пронзительных эпизодов мирового кино.

Федерико Феллини: "Джульетта не только лишь вдохновила меня на создание кинофильмов "Дорога" и "Ночи Кабирии", да и постоянно оставалась для меня хорошей феей, звездой всей моей жизни…"

Все, работавшие с Феллини, знали, что хоть какой образ в его фильмах — срез его собственного сознания, часть его особенности, он сам. В этом поразительная сила его образов и фантазий. В которой-то мере конкретно эта изюминка стала предпосылкой беды кинофильма "Джульетта и духи" (1965): Мазине пришлось воплощать нечто чуждое женской натуре. Как Мастроянни в "Восьми с половиной", его наилучшем кинофильме, так Мазина тут выражает сомнения и комплексы создателя, самого Феллини, она это не раз признавала в интервью, объясняя некие психические нестыковки данной для нас зрительно шикарной кинофантазии.

Кинофестиваль Sundance переосмыслил пандемию

Уже на склоне жизни Феллини снял с нею и Марчелло Мастроянни "Джинджер и Фред" (1986) о танцевальной паре, которая в юности имитировала американских суперзвезд Джинджер Роджерс и Фреда Астера, а сейчас издавна распалась, рассталась, но отважилась участвовать в телевизионном шоу, где ее ожидает, естественно, драматичный провал. Тут осязаемы элегические мотивы прощания, уже зазвучавшие в самом Феллини: "Я как самолет, который взлетел, но сесть некуда — аэродрома больше нет, моя публика погибла".

При всех сложностях судьбы Федерико Феллини и Джульетта Мазина принимали себя как единое существо. Мазина на похоронах Феллини — это маска: совсем белоснежное лицо с провалами глубочайших, застывших глаз. Она не могла больше жить и пережила жена лишь на полгода.

Отрезвляющее

Любовь и коварство

Один из основных хитов года — датская кинодрама "Еще по одной" Томаса Винтерберга, главный претендент на "Оскара" в группы зарубежных кинофильмов. По этому поводу стоит вспомянуть и поглядеть еще наиболее животрепещущую картину Винтерберга с этим же Мадсом Миккельсеном — "Охота" (2012). Она касается трудности педофилии и болезненной подозрительности общества ко всему, что с ней быть может соединено.

В "Охоте" Мадс Миккельсен сыграл оболганного ученицей учителя. Фото: kinopoisk.ru

Мысль кинофильма появилась, когда друг-психолог отдал режиссеру почитать некоторые документы. В их шла речь о буйстве детских фантазий, которые в наш век всеобщей паранойи способны разламывать людские судьбы. Картина начинается безмятежными зарисовками жизни города, где все друг дружку знают, дружат, играют в карты, пьют пиво и охотятся на оленей. Основной герой Лукас работает воспитателем в детском саду. Малыши его обожают, в особенности крохотная Клара: приходит погулять с его собакой, гласит, что заплуталась, и просит проводить домой. Даже ревнует к остальным детям и делится с ними своими доверчивыми эротическими фантазиями, связанными с учителем, — хвастает. Фантазии дошли до директрисы — и завертелось. Городок преображается, начинается травля "педофила": взрослые убеждены, что "детки не могут лгать". Коллективная истерия просто, как пламя промасленную ветошь, обхватывает человеческое общество, делая его озверевшей неуправляемой стаей.

Начавшийся умиротворенно, кинофильм становится практически нестерпимым, публика от напряжения тихо подвывает. Игра актеров невероятна, все работают с полной выкладкой, Мадс Миккельсен тут подтвердил свое реноме 1-го из наисильнейших актеров Европы, исполнитель роли его сына-подростка Лассе Фогельстрём поражает недетским мастерством и самоотдачей.

По собственному опыту Наша родина тоже понимает, к каким последствиям приводит таковая паранойя на почве педофилии, какой простор для провокаций и самой подлой мести ученицы учителю она открывает. Профессии людей, работающих с детками, стают небезопасными. Кинофильм "Охота" — наилучшее средство для протрезвления общества.

Припоминаю, что Винтерберг — один из основоположников датской "Догмы", на мой взор, самый профессиональный и, основное, умный из данной для нас группы. Он сделал 1-ый и наилучший кинофильм "Догмы" "Торжество" и на этом покончил со быстрее эпатажным, чем творческим движением. В его новейшей картине от "Догмы" не осталось уже ничего: тут и камера, когда необходимо, — ручная, когда необходимо — на штативе, и свет обычный, и даже есть весьма не плохая закадровая музыка.

Жанровое

Нервишек щекотанье

Вот мой рейтинг кинофильмов в жанре нервишек щекотанья — ужастиков.

1. Альфред Хичкок. "Головокружение". 1958. В базе — психологическая травма героя: он опасается высоты, но ему необходимо выследить магическую даму. По версии журнальчика Sight & Sound — 1-ое пространство в перечне величайших кинофильмов всех времен. Есть также "Ужас высоты" — пародия на этот кинофильм, снятая Мелом Бруксом (1977).

Названы претенденты на премию Американской гильдии киноактеров

2. Стэнли Кубрик. Сияние. 1980. Экранизация Стивена Кинга, писателем отвергнутая. Глядеть необходимо уже из-за Джека Николсона в роли литератора, взявшегося присмотреть за отелем, отрезанным от мира снегопадом. Считается одним из самых ужасных кинофильмов века.

3. Уильям Фридкин. "Изгоняющий беса". 1973. Очередной "самый ужасный кинофильм". В двенадцатилетнюю Риган вселился бес, и священнику Меррину (Макс фон Сюдов) приходится свершить истязающий ритуал экзорцизма. 10 номинаций на "Оскар" и 2 премии.

4. Джонатан Демми. Молчание ягнят. 1991. Леденящий кровь сеанс психоанализа, умственная дуэль меж агентом ФБР Клариссой (Джоди Фостер) и маньяком-каннибалом Ганнибалом Лектером (Энтони Хопкинс). 5 премий "Оскар".

Добавить комментарий