Но МХАТ имени М.Горьковатого «музейные спектакли» сделал одним из трендов собственного сезона: восстановлены знаменитая «Голубая птица» и «Три сестры», поставленные Немировичем-Данченко как художественное завещание театру.
Валерий Гергиев: Мы не перестанем быть величавым русским театром из-за вируса
И вот — новенькая древняя премьера: на сцене «Вишневый сад», поставленный МХАТом в 1988 году. Скрупулезно воспроизведены декорации Владимира Серебровского. Режиссер Валентин Клементьев, много лет игравший Лопахина в том спектакле Сергея Данченко, взялся за постановку, стараясь очень буквально сохранить интонации прежней работы. То перестроечное время, как мы осознаем сейчас, любопытно рифмовалось с пришествием капитализма в Рф, которое обрисовал Чехов.
Чем все-таки изумила публику новенькая премьера? Пожалуй, лишь одним: внимательный зритель услышит, что классик Чехов был первым драматургом-абсурдистом. И если ставить его без пиитического флера, то в пьесах его и впрямь можно рассмотреть истинные комедии.
Ну разве не забавно, что пафосные монологи о созидательном труде тут произносят записные лоботрясы вроде «нескончаемого студента» Пети Трофимова, который курса в институте кончить не может и годами живет приживалом в чужом имении? А реальных работяг вроде Вари либо такого же Лопахина обладатели вишневого сада практически что презирают.
Разве не забавны бессчетные пары влюбленных, пародирующие одна другую? Дуняша, к примеру, так же пленена галантерейными речами офранцуженного Яши, как и Аня — революционными речами «народника»-Пети. А сама Любовь Андреевна Раневская, признающаяся, что она «ниже любви», отчего-то никак не может осознать, что не Варю ей необходимо сватать за Лопахина, а самой немедля выходить за него замуж. Тогда этот альянс стрекозы и муравья станет спасением для всех. Для нее самой до этого всего. К слову, современные стрекозы непревзойденно это соображают и ведут инициативную борьбу за толстосумов-Лопахиных.
Но не такая Раневская. Для нее и впрямь высшей ценностью жизни является любовь. И Анна Большова непревзойденно указывает нам образ данной девицы, которая ни секунды не может прожить без желанного мужского внимания. Она полностью осознанно кружит голову Лопахину, она даже готова флиртовать с недотепой-Петей за неимением наилучшего кавалера… К слову, это, пожалуй, наилучшие сцены спектакля: во всяком случае, немой диалог в саду меж Лопахиным и Раневской, протекающий на фоне Петиной трепотни, следить увлекательнее, чем вслушиваться в пафосные речи.
Наталья Осипова станцевала в Михайловском театре "Золушку"
Ощущается, что постановщикам и самим было неудобно серьезно преподносить современному зрителю многоречивые чеховские пассажи. Для неких из их выдуман смышленый ход. Гаев обращается к уважаемому шкафу как будто бы от имени детской игрушки, отысканной в нем. А Шарлотта ведает свою бедственную судьбу плюшевой обезьянке. Но отчего-то эти режиссерские находки не стали поворотным ключом к новенькому чтению Чехова. Абсурдистскую природу создателя, трагикомическую атмосферу смены всего уклада жизни новенькому старенькому спектаклю явственно передать не удалось.