В этом году Covid-19 занес свои коррективы во все мероприятия и сферы. Не стала исключением и сфера искусства. Концертные залы, театры, филармонии закрылись на несколько длительных месяцев. Артисты, подобно монахам, были отрезаны от мира в собственных кельях, продолжая, тем не наименее, служить искусству.
Постепенная «оттепель», возобновление программ, «замороженных» на некое время, воспринимается все еще настороженно. Мозги людей не покидает один вопросец: «Что будет далее»? Но не стоит заглядывать так далековато в неясное будущее: подумаем о реальном.
XI фестиваль камерного исполнительства Серебряная Лира пройдет в период с 30 октября по 6 ноября текущего года. Заместо приглашенных зарубежных музыкантов, которые не имели способности приехать в связи с закрытием границ, выступят русские артисты, тем на время переведя фестиваль в 2020 году в разряд не интернационального, но внутрироссийского.
27 октября в отеле Belmond Grand Hotel Europe в сонно-умиротворяющей атмосфере, располагающей к расслаблению и эскапизму, прошла пресс-конференция, посвященная дальнейшему фестивалю.
В ожидании начала конференции дамы и господа внушительного вида неторопливо ходили в фойе, беседуя за чашечкой кофе и обсуждая новейший концертный сезон. Временами слышны были щелчки фотоаппаратов, тихий шелест страничек буклетов, выпущенных к мероприятию. Алексей Чижик исполнил несколько композиций на вибрафоне в качестве музыкального подарка-приветствия.
Пресс-конференцию открыл художественный директор фестиваля Борис Березовский, представив спикеров: Марию Мараковскую (партнер фестиваля, представитель русского аукционного дома), Евгения Петровского (заместитель художественного управляющего Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича), Полину Осетинскую (пианистка, литератор), Ярослава Забояркина (управляющий и дирижер Молодежного камерного оркестра заслуженного коллектива Рф Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии), Леонида Резетдинова (автор и глава «РК Продакшн»), Алексея Чижика (вибрафонист, автор и управляющий «Чижик-Джаз-Квартета), Никиту Зубарева (виолончелист Фортепианного трио филармонического общества Санкт-Петербурга).
В этом году проведение фестиваля рассматривалось в 2-ух вероятных вариантах: с ролью зарубежных музыкантов и без таких.
«Меня поставили перед весьма сложным морально выбором. Было надо сказать нашим ребятам: ребята, если не приедут иноземцы, поменяйте? Но почем-то они произнесли: какие препядствия! Заменим, естественно!» (Борис Березовский)
Комменты, который из вариантов оказался животрепещущим в этом сезоне, излишни.
Средства, выделенные на фестиваль с учетом гостиниц, трансферов и обеспечения зарубежных музыкантов, в этом году будут применены на доброкачественную видеосъемку фестиваля.
Таковой опыт уже был: нескольких 10-ов концертов прошли онлайн в период пандемии. Борис Березовский отмечает необыкновенную интимность и теплоту таковых «удаленных» концертов, которые стали, благодаря видеоформату, «плевком в вечность».
Маленькую революцию готовят дирижер Ярослав Забояркин и пианистка Полина Осетинская, которые откроют фестиваль сейчас вечерком (30 октября) сочинениями Баха, Гайдна, Морцарта и Мендельсона. Программка для открытия фестиваля выбрана довольно непростая: не так нередко в один вечер играют два фортепианных концерта. Ярославом и Полиной было принято решение чуть-чуть встряхнуть устои и пойти наперехват неким сложившимся в 20 и 21 вв. традициям, возвратив рассадку в тот формат, как было при жизни Баха и Моцарта. Рояль будет поставлен иным образом, также с него снимут крышку. Полина будет находиться снутри оркестра. Не будет подразделений на солиста и провождающих. Все музыканты сольются в «единый организм, который стремится к одной единой цели» (П. Осетинская).
Ярослав сказал, что была опробована также рассадка с учетом дистанции, когда любой музыкант посиживает за своим пюпитром, что было изготовлено с целью минимизировать контакты вместе.
Полина Осетинская прокомментировала выбор программки концерта Борисом Березовским, который тормознул на концерте Баха в ре-миноре и концерте Моцарта в ре-миноре.
Как объяснила Полина, это был концептуальный выбор, потому что концерты объединены не только лишь величием создавших их композиторов. Считается, что Моцарт является продолжателем Баха по принципу календаря и размера дарования. В данных произведениях есть хитрецкий тональный план, поэтому что оба концерта написаны в одной из самых драматических тональностей, которые есть в мировой музыкальной литературе.
Этот ре-минор — жертва сложному времени, когда нет никакого горизонта планирования.
К счастью для музыкантов, организаторов и слушателей, запланированный фестиваль состоится.
31 октября фортепианный «ПетРоДуэт» откроет серию концертов в Малом зале, исполнив рахманиновские сюиты для 2-ух фортепиано.
1 ноября «Чижик Джаз Квартет» под управлением вибрафониста Алексея Чижика вместе с своими сочинениями исполнят на сцене Малого зала им. М. И. Глинки Вивальди, Моцарта, Чайковского и Бизе.
2 ноября молодые братья Бессоновы (Иван – пианист, Никита и Даниил – скрипачи) выйдут на сцену с широкой программкой, в которую в том числе войдут «Лунный свет» Дебюсси, «Каприс № 13» Паганини, «Три вальса» Шопена.
3 ноября в выполнении Фортепианного трио Филармонического общества Санкт-Петербурга прозвучат трио Чайковского и Рахманинова.
Вечер 4 ноября посвящен сольному выступлению виолончелиста Алексея Жилина вместе с пианисткой Ингой Дзекцер, вечер 5 ноября – выступлению пианистки Елизаветы Украинской.
Заканчивается фестиваль 6 ноября концертом, посвященным творчеству Вивальди, в выполнении Камерного оркестра «Дивертисмент» (художественный управляющий оркестра и скрипач Илья Иофф) и певицы Яны Иваниловой.
На данной для нас, в буквальном смысле слова, нотке закончится недельный фестиваль, который станет типичным эмблемой того, что сила искусства часто оказывается посильнее страхов и опасений, которые питают люди в такие непростые времена.
Опосля пресс-конференции Полина Осетинская ответила Museсube на пару вопросцев.
— Полина, вопросец наиболее интересует женщин/дам. Для вас постоянно удается сохранять свежайший вид, несмотря на неизменные репетиции, выступления, поездки. Какими методами, средствами поддерживаете красоту?
— У каждой дамы должен быть неплохой косметолог, парикмахер и дантист. Это весьма принципиально для человека, который ведет общественный стиль жизни.
Но самое принципиальное – это доктор, который за вас отвечает. Мой доктор гласит, что сон – это самое принципиальное. Я стараюсь созодать так, чтоб при всех обстоятельствах мой сон не был меньше 7-8 часов в денек. И, естественно, если есть возможность кое-чем ради сна пожертвовать, я постоянно сиим жертвую. Нехватка сна приводит не только лишь к тому, что вы начинаете плохо смотреться. Но это приведет к тому, что человек начнет рано терять память, набирать излишний вес; повысится уровень кортизола. Организм начнет разрушаться. Сон важен для человека, который желает не попросту отлично смотреться, но длительно и счастливо работать.
— Полина, в статьях, которые можно отыскать в сети, на Вас нередко вешают ярлычек «ребенка-гения», «ребенка-чуда». Как воздействовал таковой типичный «бренд» на раскрытие вашего потенциала, на мироощущение, на свободу выбора?
— Это длительное время довлеет томным грузом. Ты ощущаешь себя принужденным соответствовать чьим-то ожиданиям. Но с годами это проходит, поэтому что нереально всегда ощущать себя обязанным. Есть восхитительная фраза относительно ожиданий, что ожидания необходимо не оправдывать, а их необходимо превосходить.
Так как моя жизнь – это жизнь идеалиста с юношества, который привык добиваться чего-либо, сначала, перед самим собой, меня еще больше интересует вопросец моего собственного слушания каких-либо вещей, чем суждения большинства людей. Хотя не скрою, что суждения неких людей для меня остаются как и раньше весьма важными и необходимыми.
За крайние пару лет мне удалось услышать добрые слова о моей игре от тех людей, мировоззрение которых является для меня основополагающим, потому мне кажется, что уже установилась пора расслабленно следовать собственному пути. Самое принципиальное – это иметь возможность заниматься своим делом и совершенствоваться в каком-то каждодневном формате.
Алёна Шубина специально для Musecube
Применены фото Галины Бограчевой и Лены Кондратьевой