Завершаются Святки в Крещенский сочельник — денек, предваряющий праздничек Крещения Господня (19 января). Потому что Святки посвящены радости рождения Христа, то на все это время отменяется пищевой пост по средам и пятницам, но — и это принципиально! — еще не разрешены венчания браков: по причине того, что это период телесного, полового воздержания. Почему так? Да поэтому что это время радости духовной, а телесное, как мы знаем, может просто перенаправить нашу духовную удовлетворенность совсем в другое русло.
В Церкви все устроено мудро: глубоко понимая природу человека, Церковь готовит нас к приходу праздничка — многодневным постом, всем ходом богослужений, дает прочуять, пережить праздничек, и не обрывает его, напротив, дозволяет нам во всей полноте человечьих эмоций насладиться его радостью. Конкретно потому величавые церковные празднички имеют так именуемые предпразднства и попразднства: деньки, предыдущие праздничку и те, что опосля него. Сам праздничек Рождества Христова, например, заканчивается 13 января, когда в храмах служат его "отдание".
1. Российская зима, конец XIXв. Семен Федоров.
"Российская зима", Конец XIX в. Фрагмент. Фото: худ. Семен Федоров
"Пришли святки, — читаем у Толстого — и не считая парадной обедни, не считая праздничных и кислых поздравлений соседей и дворовых, не считая на всех насаженых новейших платьев, не было ничего такого особенного, ознаменовывающего святки, а в штилевом 20-ти градусном морозе, в ярчайшем ослепляющем солнце деньком и в звездном зимнем свете ночкой, чувствовалась потребность какого-либо ознаменования сих пор".
По-видимому, "потребность какого-либо ознаменования" этих морозных дней, жажда чего-то необычного, особого жила не только лишь в героях романа "Война и мир", а была органично характерна всему русскому народу почти все столетия — вне зависимости от публичных формаций. Когда в 990 г. князь Владимир низвергал в Днепр языческих кумиров, Святки как ритуал существовали уже больше пятисот лет. Но счастливая изюминка крещения Руси заключалась в том, что оно проходило ненасильственно: дух христианства вносился в языческие верования без злости, равномерно — шло ненасильственное преображение народной жизни. Конкретно потому уцелели традиции и Святок, и масленицы.
Как праздновали святки в городке Тихвин и почему церковь была против
В именитом кинофильме Александра Митты "Сказ про то, как правитель Петр арапа женил" довольно буквально показаны и маски, в которые рядились на Святки ряженые — медведь, петушок, погибель с косой, турок, — и атмосфера разнузданного веселья. Хотя, естественно, само веселье не постоянно носило таковой откровенно разбойнический нрав. Почаще всего это была просто необузданная удовлетворенность.
2. Ряженые, середина 1910-х гг. Сергей Судейкин.
"Ряженые", середина 1910-х г. Фрагмент. Фото: худ. Сергей Судейкин
"Нарядные дворовые, медведи, турки, трактирщики, барыни, жуткие и забавные, принеся с собою холод и веселье, поначалу неуверенно жались в фронтальной; позже, прячась один за другого, вытеснялись в залу; и поначалу робко, а позже все веселее и дружнее начались песни, пляски, хоровые и святочные игры, — читаем у Толстого — …Наташа 1-ая отдала тон святочного веселья, и это веселье, отражаясь от 1-го к другому, все наиболее и наиболее усиливалось и дошло до высшей степени в то время, когда все вышли на мороз, и переговариваясь, перекликаясь, смеясь и крича, расселись в сани. Две тройки были разгонные, 3-я тройка старенького графа с орловским рысаком в корню; 4-ая собственная Николая с его низеньким, вороным, лохматым коренником. Николай в собственном старушечьем наряде, на который он надел гусарский, подпоясанный плащ, стоял посреди собственных саней, подобрав вожжи. Было так светло, что он лицезрел отблескивающие на месячном свете бляхи и глаза лошадок, испуганно оглядывавшихся на седоков, шумевших под темным навесом подъезда… С кликом и визгом, махая кнутами и заставляя скакать коренных, поспевали остальные тройки".
3. Тройка при лунном свете, середина 1890-ых гг. Константин Коровин.
"Тройка при лунном свете", Середина 1890-ых г. Фото: худ. Константин Коровин
Но ряженые, колядки (от греч. слова "каланда", новомесячие) — песни, исполняемые перед хозяевами и испрашивающие у их угощение, шуточки, езда на тройках — не единственная традиция Святок.
Самые пользующиеся популярностью святочные гадания
"Никогда российская жизнь не является в таком раздолье, как на Святках, — читаем мы у этнографов — в эти деньки все российские веселятся. Всматриваясь в святочные обычаи, мы везде лицезреем, что наши Святки сделаны для российских дев. В посиделках, гаданиях, играх, песнях все ориентировано к одной цели — к сближению суженых <…> Лишь в Святочные деньки юноши и девы посиживают просто рука о руку; суженые очевидно гадают при собственных суженых, старики забавно говорят про старину и с юными сами молодеют; старушки обидно вспоминают о житье девичьем и с радостью дают подсказку девицам песни и загадки. Наша древняя Русь воскресает лишь на Святках" (<Снегирев И.> Песни российского народа. СПб., 1838).
4. Святочные гадания, 1890г. Константин Маковский.
"Святочные гадания", 1890г. Фото: худ. Константин Маковский
А Юрий Лотман в комментах к "Евгению Онегину" добавляет: "Святочный цикл включал … очевидные гадания женщин "на блюде" и потаенные гадания, связанные с вызыванием суженого и загадыванием сна".
- "Настали святки. То-то удовлетворенность!Гадает ветреная младость,Которой ничего не жалко,Перед которой жизни дальЛежит светла, неоглядна;Гадает старость через очкиУ гробовой собственной доски,Всё утратив невозвратно;И всё равно: надежда имЛжет детским лепетом своим".
Это — узнали? — Александр Сергеевич, про гадающую Татьяну Ларину. Гадали и Татьяна у Пушкина, и Светлана у Жуковского, и Наташа с Соней у Толстого. Гадала вся Наша родина.
5. Гадающая Светлана, 1836г. Карл Брюллов.
"Гадающая Светлана", 1836 г. Фото: худ. Карл Брюллов
А Церковь боролась и с "бесчинными гуляниями", и с гаданиями. Постановление VI Вселенского собора (680 г., Константинополь) говорило: "Прибегающие к волшебникам либо остальным схожим, чтоб выяснить от их что-либо заветное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. отстранению на 6 лет от Таинства Причастия) … пляски и ритуалы, совершаемые по древнему и чуждому христианского жития ритуалу, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежку, не характерную супругу; не носить масок".
Отлучение от Причастия — наказание ожесточенное, в особенности если оно на 6 лет, но, похоже, это не достаточно кого останавливало. В народе выдумали поверье: если на Крещение погрузиться в прорубь, вырубленную в форме креста, то с тебя будут смыты все грехи святочного загула.
Праздничек Крещения: что можно, а что недозволено созодать со святой водой
И все таки Церковь пробовала не запретить, а просто взнуздать неуемное желание ликовать, понимая, что бескрайнее веселье приводит к разнузданности. А от разнузданности один шаг до непотребства.
В собственном эталоне Церковь постоянно защищает человека — в том числе и от самого себя, от тех страстей и стихий, которые в нем живут. Ведь она и знает-то о этих страстях и стихиях еще больше, чем сам человек — еще бы! — таковой опыт аскетики, науки о воспитании души людской. При всем этом, как увидел известный святой XIX века митрополит Столичный Филарет, "Дух Христов не неприятель благозаконных радостей", но конкретно "благозаконных".
Смотрите, как была организована жизнь верующего: поначалу мы готовимся телесно, духовно к праздничку Рождества долгим сорокадневным постом. Так человек вводится в духовное напряжение праздничка. Позже вот он, праздничек — Рождество Христово, кульминация духовного и физического движения человека туда, ввысь, наибольшая высота напряжения. Что далее?
Церковь не кидает человека наедине на этом пике. Понимая, что даже очистившись покаянием в пост, он все равно постоянно игрушка страстей. Потому Церковь, тоже равномерно, выводит человека из праздничка. Ведет человека и в его радости. Давая возможность душе раскрыться в ней. Но как? Раскрытость души, ее расхристанность небезопасна — для самой души сначала. Человек должен уметь обуздывать себя. Направлять движения собственной души не в разрушающую ее сторону, а, напротив, к спасению. И Церковь учит этому. Указывает дорогу. Она дает подсказку, как, куда навести эту открытость, эту энергию радости, говоря: поделись с ближним.
Рождество и Святки стают временем благотворительности. Нас очень тактично учат, какую удовлетворенность можно получить, отдавая. Духовную, высшую, ни с чем несравненную! Поделись с остальным — ближним, далеким. О этом молвят в храмах, во время богослужений, при чтении Евангелия, к этому вдохновляло когда-то и все общество.
Святки не знали сословных различий — барыни оказывались в одних санях с дворовыми, и в этом тоже был глубочайший смысл: Христос пришел на землю для всех, и данной нам радостью мы и делимся во время Святок. Еще из Византии пришла традиция опосля праздничка Рождества Христова делиться с неимущими пищей и средствами.
6. Российское милосердие, конец XIXв.. Павел Шмаров.
"Российское милосердие", конец XIX в. Фото: худ. Павел Шмаров
В Рф в деньки Рождества Христова и Святок принято было посылать пищу, подарки, валютные пожертвования в кутузки, ночлежные дома, поликлиники, родильные приюты и дома призрения. Это было нормой, правилом. К примеру, к канун Рождества Христова 1855 г. губернская газета городка Ставрополя печатала такое воззвание к гражданам городка:
"По случаю пришествия праздничка Рождества Христова и Новейшего Года взамен визитов приличия принимаются валютные пожертвования не наименее как по два рубля серебром с каждой особы в пользу бедных, неимущих городка Ставрополя. Имена особ, сделавших пожертвования, будут написаны в "Ставропольских губернских ведомостях" и разосланы на особенных листах по городку".
Те, кто читал "Лето Господне" Ивана Шмелева, наверное запомнили главу о Святках, где поведано, как на время святых дней барский дом открывал свои двери для люда самого разномастного, необычного. Странниками и нищими не только лишь не брезгали, не чурались, нет! Их приход был как подарок — еще бы! Накормить нуждающегося, подать милостыню — означает, создать вклад туда, в жизнь нескончаемую, получить возможность приобрести для себя будущее там, в Царствии Небесном, и даже больше, милостыня — собственного рода откуп от будущих страданий. Была в ходу поговорка: пост приводит к воротам рая, а уж милостыня их отворит.
Наверняка, таковой прагматизм и упрощение принудят кого-либо презрительно поморщиться. И пусть! Эта упрощённость как раз не искажает сущности, просто учитывает обычный прагматизм и эгоизм самого человека. Но, умопомрачительно, душа даже самого заядлого скареда, из года в год учившаяся получать удовлетворенность от того, что дает, воспитывалась. И если человек ловил себя на том, что устыдился, пожадничав, был шанс, что на последующий год его душа могла вспомянуть это жгучее чувство стыда. Вспомянуть и вдруг, нежданно даже для скупердяя, вырваться из оков алчности, вырваться и птицей воспарить от радости быть щедрым! С праздничками!