Фотография Олега Цветкова
26 ноября петербургский коллектив «Самое большое простое число» презентовал новую концертную программу «Холодный день» на сцене клуба «Морзе». Несмотря на название, в зале было по-настоящему жарко!
Музыкальный проект СБПЧ был задуман Кириллом Ивановым в 2006 году. На этапе подготовки к выпуску дебютного альбома к проекту примкнули Александр Зайцев и Илья Барамия из группы «Елочные Игрушки», которые выступали вместе на ранних концертах СБПЧ. Позднее состав коллектива неоднократно менялся, иногда существуя в формате дуэта, а в настоящий момент группа разрослась до настоящего бэнда, куда помимо Кирилла Иванова входят вокалистка Евгения Борзых, гитарист Дмитрий Кондрев, клавишник/басист Станислав Астахов, барабанщик Олег Занин и две бэк-вокалистки.
Музыкальный стиль СБПЧ также неоднократно мутировал и видоизменялся. Дебютный альбом, выпущенный в 2007 году, представлял собой лоскутное одеяло из сэмплов и полевых записей. На нем интеллектуальный хип-хоп соседствовал с абстрактной электроникой и подкреплялся скоростными речитативами Кирилла, который в несколько отстраненной форме рассказывал истории из далекого детства. Далее начались эксперименты с электроникой и инди-роком, а на последнем полноформатном альбоме «Все равно», выпущенном в прошлом году, группа заигрывает с африканским дабом и хаусом (сам альбом был записан в Кейптауне при участии местных музыкантов).
СБПЧ начали свой концерт с исполнения новой композиции «Песня зеркальца обо всем», с которой они выступили в программе «Вечерний Ургант» неделей ранее. Дело в том, что в сентябре группа выпустила, пожалуй, самый необычный релиз за свою карьеру — аудиопьесу «Потерянное зеркальце» по мотивам одноименного текста писателя и художника Павла Пепперштейна. Это первая попытка СБПЧ сделать запись в жанре музыкальная сказка, и вполне логично, что они решили открыть свое выступление заглавной песней из этого релиза.
Погрузив публику в атмосферу зимней сказки, музыканты исполнили пару песен со своего прошлогоднего африканского релиза («Сарай» и «Надоел»), а затем порадовали слушателей еще одной новинкой — композицией «Шутка» от проекта Pioneerball (под этим псевдонимом выпускает музыку басист группы Стас Астахов). Покончив с новинками, СБПЧ перешли к классическим хитам («Провал», «Надоел», «Чудеса»), которые моментально активизировали публику. Тут то и случилось то, чего все так ждали — танцы!
О чрезмерности ограничительных мер в концертной жизни Петербурга сказано уже немало, и основная претензия к проводимым концертам — это обязательный сидячий партер. Непонятно только, почему сохранился этот пункт правил, если сейчас все концерты проходят в формате Covid-Free — с допуском на мероприятия по qr-коду, который могут получить только вакцинированные или переболевшие. В Москве, например, все концерты давно проводятся в том же формате Covid-Free, только без рассадки партера. С другой стороны, нет такого закона, который бы мог запретить танцы, и как только публика услышала родные уху танцевальные боевики, весь партер как по мановению волшебной палочки превратился из сидячего в стоячий. Даже не так, в танцующий! И это была главная магия этого вечера!
Уловив позитивный настрой публики, СБПЧ начали бомбардировать танцпол хитами — в ход пошли такие боевики, как «Комната», «Прах», «Телефон», «Злой», «У нас есть все». Переход к песенному инди-року с простыми и понятными припевами вызвал энтузиазм у слушателей, многие из которых пришли спеть строчки любимых песен вместе с коллективом. Ну а фирменные речитативы Кирилла Иванова никуда не делись, они были и остаются важной составляющей практически всех песен группы. Со стороны выступление СБПЧ напоминало эдакую психоделическую дискотеку, на которой было уместно не только петь, танцевать и веселиться, но и рефлексировать, погружаясь в водоворот картинок и образов. На бис музыканты припасли еще пару песен — «Все равно» и «Холодный день», эффектно завершив свое выступление.
Можно констатировать, что сейчас СБПЧ находятся на пике формы, доведя свой стиль до совершенства. Они записывают альбомы в Африке, создают музыкальные сказки для детей, сотрудничают с креативными музыкантами, придумывают новые визуальные образы и сценографию. Чего ждать от коллектива в будущем? Оперной постановки, выступления под водой или в космосе? А почему бы и нет? Творчество ведь не знает границ!
Игорь Фоломеев специально для Musecube