7 октября в концертном «Мумий Тролль Music Bar» выступил коллектив под названием «Евгений Маргулис». Когда твоим именем называют пароходы, ты – человек-легенда. Когда твоим именем называют музыкальные группы, ты – человек-звезда. Евгений Шулимович Маргулис – звезда, человек и пароход в одном флаконе.
Евгений Маргулис, Дмитрий Зинаков, Борис Плотников
По словам самого Маргулиса: «Хороший музыкальный коллектив удержать от распада сложнее, чем найти и удержать хорошую жену». Несмотря на это, нынешний состав группы Маргулиса стабилен. Уже много лет помимо играющего на басу Евгения в него входят Михаил Клягин (гитара), Илья Липатов (ударные), Борис Плотников (губная гармоника) и отсутствовавший по уважительной причине Александр Дитковский (труба), вместо которого на концерте 7 октября игрой на трубе наслаждался Дмитрий Зинаков.
Споры о том, бывает ли блюз на русском, стары, как мир. На концертах Маргулиса, всякий раз ловишь себя на мысли, что вот, опять попал в капкан этой ненавистной бессмысленной дилеммы. Между тем, Евгений Шулимович обладает редким даром уминать вполне себе блюзовые (по содержанию) тексты на русском во вполне себе блюзовые (по структуре) квадраты.
«Я перестал искать зерно в дерьме,
Спасать добро от зла.
Реветь про то, что мы во тьме,
И все сойдём с ума.
Что правды нет — одно вранье,
И мы одна семья,
И я забил на всё и вся,
И я играю просто для себя».
Есть что-то издевательское в том, чтобы начать концерт с композиции, которая в далёком прошлом имела название «Последняя», причём не просто, а «Последняя. Часть 2». Впрочем, в словах этой песни кроется и суть: «Я играю просто для себя». В сольном проекте «пожилой человек» Маргулис делает только то, что хочется ему самому. «Вот же ж, какой бессовестный эгоизм!» — воскликнет неуёмный критик из худсовета. Но, коли уж раз за разом на музыканта приходят зрители, причём паства распухает всё больше и больше, то значит, так тому и быть! Постебались и будет. Ну, что, погнали! «Сяду в скорый поезд — восьмой вагон. Даже не расстроюсь то, что древний он». «Эржэдэ блюз» — песня громкая. Здесь требуется много сока и яркого вкуса. Труба солирует. Это кайф, ребята!
Михаил Клягин, Илья Липатов
«Я дам тебе знать» — вещь из середины 90-х годов прошлого столетия. Это ж с ума сойти можно — песне без копеек тридцатник! Когда-то Маргулис исполнял её, будучи в составе другого музыкального коллектива, а после ухода в сольное плавание гармонично перекочевала в сольный репертуар музыканта, очевидно, обретя новое звучание. Концерт Маргулиса – это всегда музицирование с неизменно лёгким налётом ностальгии и бархатной поволоки воспоминаний. По-эмигрантски деликатная композиция «Дороги наши разошлись» стара, как мир. В 1984 году многих читателей этих строк, скорее всего, ещё и на свете не было, а песня уже звучала в исполнении группы «Наутилус». Два десятка лет спустя она была вновь опубликована на альбоме «45» уже сольного Маргулиса. И сразу следом, как говорится, «чтобы два раза не вставать» — «Посмотри, как я живу».
«Посмотри, как я живу,
Глядя с неба на Москву.
Слышишь музыку в часах
Шаг за шагом день за днём.
Мир похож на черепаху
В круглом домике своём».
«Я когда эту песню услышал, чуть не упал с подоконника», — комментирует Маргулис. Её автор — Алексей Романов — обычно ревёт, воет и скулит, переводя разговор из музыкальной плоскости в плоскость душевного космоса, когда нутро рвёт и мечет, не в состоянии найти выход. Маргулис традиционно более сдержан. Он даже не пытается прятать свой бесконечно ироничный скепсис: «пью коньяк, курю траву», «благодарен каждой твари на зелёном нашем шаре», и, в качестве резюме: «я свободен, как разбойник, я спокоен, как покойник».
Евгений Маргулис
«Про Аню» получилась такая милая и потешная! С каждым концертом она всё больше и больше приобретает реггей-оттенки. Игра? Возможно. Но как заботливо и ласково с ней обращается сам Евгений Шулимович. А вот «Где вы, мои девы» — совсем другая история. Тот же самый альбом «Туда-Сюда» 2018 года разлива, но в голосе усталая меланхолия. Девы… эх, девы, эх… одноклассницы, где же вы… — пронзительно поёт труба Дмитрия Зинакова. Но долой аскетичность! Боевую полуакустическую «Соль мажор» сменяет многозвучная «Сакура Катана Сакэ». И хотя начинается она с изящного гитарного вступления в исполнении Михаила Клягина, Маргулис посвящает песню харперу Борису Плотникову, предвосхищая её поход в зал. Яркий, харизматичный, находящийся в постоянном поиске новых звуков и музыкальных форм Плотников сейчас во многом определяет лицо группы.
«Старые песни» — песня о неизбежности, о том, что «время не одолеть», а «всё, что мы любили, остаётся тут». Главное, чтобы у нас не оставалось ощущение бессмысленности прожитых дней, ведь каждый миг по-своему цене и уникален. Даже если это и самый настоящий блюз по форме и по содержанию, как в композиции «Блюз о вреде пьянства» — Здесь тебе и слайд, и вкусная гармоника, и искусственно затянутые затакты, всевозможные вокальные подтяжки, и сильная вторая доля. «В круге чистой воды» — ещё одна давняя композиция – пафосная и пронзительная. Для Маргулиса такой драматизм – большое исключение, куда сподручнее и уместнее песни-разговоры или песни-монологи. Зачем мешать слушателю оставаться при своих мыслях и в своём миру…. Тем не менее, и это тоже Маргулис. Слова – душа в хлам, мелодия – душа на разрыв.
Дмитрий Зинаков
Мужчины и женщины, инь и янь, любовь и ненависть… тема стара, как мир, и бесконечна как песня акына. «Когда погаснет свет», а за бортом обыденности раскинутся «земляничные поляны», возникает тёплая расслабленность и драгоценность отношений начинает играть новыми гранями. «Я рядом с тобой» — это с одной стороны так банально, а другой — так хрупко и ранимо… Неспроста в словах про творчество, которое соткано «из порванных струн и разбитых идей», так легко можно заменить слово «идей» на слово «сердец». «Я не люблю социальные песни, потому что история прошла, и песне кирдык, а мы поём о вечном: о девчонках и алкоголе», — в одном из старых интервью заявил Евгений Шулимович. Концерт в МТ-баре продолжается зарисовкой под названием «Когда ты уйдёшь». Сочно, вкусно, пофигистично и задиристо! Вообще хочется отметить, что фронтмен, играющий на басу, — это для коллектива большая удача. Ещё Анатолий Крупнов говорил: «Бас-гитару должно быть слышно…». Может, я ошибаюсь, но, похоже, нет иного способа достичь столь насыщенного и, я бы сказал, шерстистого звучания. И это даже при известном минимализме басовых партий.
«Мой друг лучше всех играет блюз» традиционно оставлен на закуску. Его слушает уже не одно поколение фанатов. Казалось бы, сколько можно петь одно и тоже, а всё равно исполнение неизменно у всех вызывает восторг.
На часах 10 вечера, а значит, как в пионерском лагере, объявлен отбой, но ведь ещё одну на бис можно, правда ведь? Ну, конечно, это «Москва», меньше месяца назад в одночасье порвавшая просторы интернета. В ход пошли фирменные маргулисовские вкусняшки – гнусавые опевания на последнем слоге, нескончаемая череда неустойчивых ступеней, когда вся песня – бесконечное сладостное предвкушение разрешения, и конечно надтреснутый вокал в концах фраз с понижением интенсивности звучания почти до шёпота. Не отдавая себе отчёт, что именно в ней цепляет, для многих слушателей, лишь только будучи опубликованной, «Москва» тут же стала безусловным хитом.
Борис Плотников
В короткую концертную программу Маргулис умудрился включить самые разные грани своего творчества. Являлась ли ретроспектива исчерпывающей? Вообще говоря, вряд ли. Но подборка музыкального материала и грамотно расставленные акценты оказались достаточными для возникновения правильного послевкусия. Как говорит сам Евгений Маргулис: «Мне очень нравится из трех, из четырёх аккордов, как из букв Ж О П и А, собирать слово счастье».
Андрей Ордальонов специально для MUSECUBE
Полный фотоотчёт Яны Иксановой смотрите здесь