26 января в Большом зале Консерватории состоялся концерт Государственного академического Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева с совместным выступлением с виолончелисткой Дали Гуцериевой.
На концерте прозвучали «Вокализ» С. Рахманинова и «Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром симфония №5 Ми минор» П. Чайковского. Это второй концерт, приуроченный к юбилею маэстро Владимира Федосеева и его руководства оркестра. Владимир Федосеев — выдающийся дирижер мирового уровня — недавно отметил 90-летний юбилей, дирижирует и управляет оркестром с 1974 года. Помимо работы с оркестром он сотрудничал с оперными и балетными театрами мира: Ла Скала, Венской оперой, Цюрихским оперным театром. Записи дирижера и оркестра отмечены несколькими наградами Грэмми.
Дали Гуцериева — аспирант Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Занимается музыкой с 9 лет и в свои юные годы уже одержала победы на международных музыкальных конкурсах с высокими призовыми местами. Также ее приглашают выступать крупные престижные концертные площадки и залы не только в России, но и за рубежом. Ее считают одной из лучших молодых виолончелисток-виртуозов.
На концерте Дали исполнила вариации Чайковского на старинной лакированной виолончели, сообразной ее темпераменту. Вибрато в исполнении Дали прозвучало благозвучно и музыкально. Своими впечатлениями о выступлении с оркестром и маэстро виолончелистка в интервью поделилась так: «Я очень рада, что мне удалось сыграть с одним из самых востребованных и любимых аудиторией оркестров нашей страны. Это невероятные, талантливые музыканты с потрясающей энергетикой! Это выступление мне запомнится надолго, навсегда!»
Маэстро Владимир Федосеев поделился ценными комментариями о работе с молодыми исполнителями, взаимоотношениями и преемственности музыкантских поколений: «Прошедшие концерты показали, что в России выросло новое поколение талантливых исполнителей, впитавших в себя опыт предшественников, который бережно передается в наших ведущих музыкальных учебных заведениях. Дали – замечательный представитель этого поколения, которое, я уверен, добьется значительных творческих успехов, главным из которых станет истинная любовь слушателей».
На вопрос, как Маэстро в его 90 лет легко способен дирижировать двухчасовые концерты, ответил: «Я питаюсь этой музыкой, я ее ем, я её съедаю, потому что каждый раз она для меня».
Не могу не поделиться ценными полезными мыслями маэстро для абсолютно любых музыкантов — от классических, академических, народных до джазо-трешовых неосвинговых:
— Я очень люблю своих музыкантов, они из разных стран, они меня сами питают духовно, 50 лет мы работаем вместе уже. У меня взгляды меняются на ту же музыку, я страдаю, когда музыканты уходят, молодые, талантливые….
Они <мои молодые музыканты> попросили эту программу сыграть, эта музыка настолько пронзительная — доходит до всех и русских и западных — Рахманинов и Чайковский. Звание оркестра имени Чайковского — от публики…
Мы очень любим молодых музыкантов. Они нуждаются во внимании, в интерпретациях — интерпретации бывают разные, существуют миллион интерпретаций. Сегодня я одну симфонию играю так, а завтра по-другому, вот почему-то мне пришло это в голову — так и молодежь должна чувствовать себя все время рядом с такими серьёзными музыкантами… Талантливые, но еще не опытные, они не так складно играют с оркестром, еще не чувствуют какие-то нюансы, но это ничего, это все придет, это все приходящее, они чувствуют эту музыку…
Мы как бы являемся такими проводниками между молодыми <музыкантами> и такими людьми, которые много лет работают вместе, уже знаем это все. 50 лет в одном оркестре, 50 лет! Я уже знаю, когда кто-то родился, и когда у него дети рождаются. Мы варимся в одном, это очень прекрасно.
Концерт прошел при полном аншлаге.
Талантливые и одаренные молодые музыканты всегда были, есть и будут, но самое главное, что без мэтров и монстров музыки они не могут состояться.
Тут вспоминается поговорка: «Если бы старость смогла, если б молодость знала».
В случае Владимира Федосеева и Дали Гуцериевой все получилось идеально.
Остается только чтить, холить и лелеять, перенимать опыт олдскульных мастеров музыки, хранить и развивать традиции, дабы роботизированная бездушная звуковая реальность, как мобильное приложение, не взяла вверх над и так уже почти зомбированным юным поколением.
Традиции сохраняются и развиваются в руках молодых музыкантов.
Арсений Мальков специально для Musecube
Фоторепортаж Дениса Рылова можно увидеть здесь