Экономический кризис, вызванный пандемией, принудил людей не только лишь меньше растрачивать на одежку, путешествия и утехи, да и экономнее питаться. Почти все перебежали на наиболее дешевенькую пищу, не обращая внимания на ее свойство. В рационе питания среднего пользователя сейчас доминируют хлеб, картофель и молочные продукты, вытеснив овощи, рыбу, морепродукты и высококачественный алкоголь. Специалисты предсказывают предстоящий сдвиг потребительских предпочтений в сторону круп, муки, масла, сезонных овощей и сахара. То же касается непродовольственных продуктов и совершенно бытового удобства: потребление понижается, драгоценное вытесняется дешевеньким. По данным глобальной компании Nielsen, отслеживающей потребление продуктов ежедневного спроса, толика низкого ценового сектора в продуктах питания и товарах на данный момент составляет 17,7 процента — на 0,8 процента выше среднегодового. А толика продуктов премиального ценового сектора, напротив, сократилась с 35,8 процента до 34,4. Заметнее всего это задело мяса, фруктовых соков, воды, чая, макаронных изделий. Если ранее в низком ценовом секторе толика макаронных изделий составляла 18,7 процента, то сейчас она выросла до 22,8, в продаже шоколадных конфет на развес — с 14 процентов до 15,7, в продаже майонеза — с 7,3 до 9,5. Директор по работе с ретейлерами Nielsen Наша родина Константин Локтев произнес, что практически четверть респондентов отмечают воздействие пандемии и мер, которые были приняты для борьбы с нею, на доходы населения. Он также сказал, что 66 процентов потребителей увидели увеличение цен, а 30 процентов опрошенных стали почаще находить продукты со скидкой.
Больше всех пострадали от кризиса домохозяйства, снизившие потребление на 8,6 процента
По данным другого исследования (его провели "Работа.ру" и сервис доставки товаров "Самокат"), 35 процентов россиян стали меньше растрачивать на продукты, 27 процентов не увидели конфигураций в расходах на пищу, а 38 процентов прирастили издержки на питание. Из тех, кто сберегает на питании, 42 процента респондентов уменьшили свои расходы наиболее чем наполовину, 27 процентов — на четверть и всего 8 процентов отметили незначимую разницу. Большая часть опрошенных (72 процента) сказали, что стали почаще готовить пищу дома, а 64 процента людей планируют брать пищу из дома с собой на работу опосля окончания пандемии. Активнее всех уменьшают расходы старые люди и граждане с низкими доходами. Наиболее половины россиян сказали, что выросли их расходы. Посреди обстоятельств 33 процента опрошенных окрестили рост цен. Выросла также с 28 процентов до 44 толика тех, кто пробует уменьшить расходы, снизив потребление обычных продуктов и услуг. Основная экономия — на продуктах.
По прогнозам профессионалов, до уровней марта 2020 года потребительский спрос будет восстанавливаться еще весьма длительно и восстановится не ранее 2022-го. "Во-1-х, для того чтоб возвратить потребительский спрос, нам необходимо возвратить этот же уровень занятости, который был до пандемии, — гласит проректор Денежного института Александр Сафонов. — Соответственно, нам необходимо обеспечить рабочими местами не наименее 2-3 млн человек. А мы осознаем, что процесс увольнений совсем еще не закончился".
Понижение потребительской активности длится, но специалисты считают, что не все потеряно. "Невзирая на кризис, мы лицезреем, что длится рост номинальных заработных плат у работающего населения, — гласит заместитель директора Института "Центр развития" НИУ ВШЭ Валерий Миронов. — Они вырастают довольно умеренно по федеральным округам. Даже если учесть инфляцию, то прирост настоящей заработной платы в регионах составит от 3,5 до 5 процентов. Естественно, это делает некие убытки для компаний, поэтому что часто они выручку не получают, но заработной платы обязаны выплачивать, чтоб получать антикризисную поддержку". Но, по воззрению Миронова, остается угроза денежного кризиса. "В истинное время, — гласит он, — мы смотрим пятую глобальную рецессию в настоящем секторе начиная с 70-х годов. Но все прошлые четыре рецессии сопровождались 2-ой волной, связанной с денежным кризисом. Если это произойдет, то будет новое падение цен на нефть и остальные трудности для русской экономики. Навряд ли люди это соображают, но все равно ощущают ситуацию неопределенности".
По прогнозам минэкономразвития, в 2021 году настоящие доходы увеличатся на 3 процента
В прошлом году самым активным месяцем употребления ожидаемо стал декабрь. Потом поиздержавшиеся граждане опять начали сберегать. Как предсказывает минэкономразвития, в 2021 году настоящие доходы увеличатся на 3 процента и в предстоящем будут равномерно расти. Согласно же прогнозу Института "Центр развития" НИУ ВШЭ, настоящие доходы россиян в 2021 году вырастут на 2,2. Дальше рост замедлится до 1,9 процента в 2022 году. "Долголетняя стагнация настоящих доходов россиян, сопровождающаяся высочайшим уровнем неравенства в стране, делает опасности понижения доверия к государству и роста недовольства в обществе", — отмечается в докладе "Наша родина в новейшую эру: выбор ценностей и цели государственного развития", приготовленном в Институте "Центр развития" НИУ ВШЭ. Справедливым, говорится в докладе, россияне считают экономический рост, который создается за счет включенности всего трудоспособного населения и в рамках которого вещественные и нематериальные блага распределяются в интересах всех членов общества.
Выжутович: В период пандемии самозанятые прирастили доходы практически в 11 раз