Дела СССР/Рф и (Западной) Германии во 2-ой половине ХХ — начале XXI века — пример особенный. Страшная злость и война на ликвидирование, разгром, оккупация и раздел страны — даже по меркам беспощадной европейской истории это нечто из ряда вон выходящее. Но в то же время — история примирения стран и народов, смогших равномерно преодолеть ужасное прошедшее и стать тесноватыми партнерами. Этот опыт недозволено забывать, до этого всего поэтому что он представлял собой весьма равновесное сочетание осмысления исторических событий, раскаяния и прощения, сверенного политического взаимодействия в менявшихся обстоятельствах и буквально понятого экономического и делового энтузиазма. Конкретно композиция этих частей составила базу крепких отношений Москвы и Бонна/Берлина с 50-х, а в особенности с 60-х годов прошедшего века.
МИД РФ: Германия обязана заявить о собственных газовых интересах
Стоит напомнить, что Восточный комитет германской экономики, влиятельное объединение бизнесменов, заинтересованных в работе на восточных (в ту пору имелся в виду не столько географический, сколько политический Восток) рынках, был учрежден за три года до установления дипломатичных отношений — в 1952 году. Западной Германии, агрессивно подконтрольной западным державам-победительницам и интегрированной в возникавшие евроатлантические университеты, была разрешена лишь одна форма экспансии — финансовая, и лишь в одном направлении — восточном. Прагматические интересы содействовали политической нормализации.
Законченный вид дела обрели во 2-ой половине 1960-х годов, когда проект поставок сибирского газа в Западную Европу предварил курс, начатый канцлером ФРГ Вилли Брандтом. Конкретно его "восточная политика" сделала предпосылки для гладкого объединения страны 20 лет спустя, и СССР оказался основным приверженцем идеи объединения, огромным, чем союзники Западной Германии. Сразу расширявшаяся инфраструктура отношений в области энергетики и машиностроения создавала предохранитель от лишних потрясений, связанных с обострениями прохладной войны. Эта модель сохранилась и в новое время, наступившее опосля 1991 года — Германия оставалась опорным партнером Рф в ЕС, описанный чуть повыше комплекс мотивов продолжал действовать.
СССР оказался основным приверженцем идеи объединения Германии
На данный момент ситуация изменяется. Разумно, что в центре острой полемики оказался газопровод. Дело не только лишь во вложенных средствах и приложенных усилиях. Поставки горючего в Европу, до этого всего в Германию, в протяжении полвека составляли фундамент не только лишь экономических, да и политических отношений. Развитием модели служили и проекты различных "потоков", обсуждаемые с начала XXI века. Если отвлечься от коммерческих интересов, то энергетическая инфраструктура игралась системообразующую роль. Поначалу она задерживала от лишнего обострения противоборства, а позже рассматривалась как вещественный основа для строительства "Большенный Европы". А именно эта "Большая Европа" представлялась в качестве естественной и даже безальтернативной геополитической и геоэкономической перспективы европространства.
Германские портовики защищают стройку "Северного потока-2"
Германия, беспристрастно более мощная и влиятельная страна Евросоюза, в протяжении 30 лет опосля объединения эмансипировалась из страны с ограниченным суверенитетом в доминирующую силу ЕС. Тогда и встал вопросец о том, каково представление Берлина о формах и границах евро проекта, фаворитом которого он стал. Действия 2010-х годов подвели черту под представлением о том, что расширение этого проекта не имеет границ. Внутренние трудности и наружные ограничители (беспокойный Ближний Восток и проявляющая твердость Наша родина) принудили очертить наиболее умеренную сферу амбиций, намного больше усилий стали прилагать к урегулированию конфликтов снутри Союза. Соответственно, поменялась и значимость энергетической темы. С коммерческой точки зрения и в контексте надежности поставок партнерство с Россией как и раньше значительно. А вот политически оно сделалось быстрее бременем — экспансионистские устремления умерились, а трения снутри Евросоюза из-за Рф осложняют Берлину политику на остальных направлениях.
Трения снутри ЕС из-за Рф осложняют Берлину политику на остальных направлениях
Если упростить картину, то выходит последующее. Германия как основная страна Европы больше не считает ценностью распространение европейской модели на восток. А Наша родина, длительно рассматривавшая дела с Европой как самоценные, перестает их так принимать, начав находить наиболее тесноватых связей с Азией. Так что определенные происшествия, вызвавшие сегодняшнее обострение, — повод, а не причина перемен.