Орнелла Мути: итальянская звезда о великом Бетховене с любовью | статьи на kinoreef

Довольно редко в последнее время нас балуют своим вниманием заезжие знаменитости. Тем ценнее каждый такой визит для российской публики, которая, например, всегда с теплотой принимала артистов и певцов с Апеннинского полуострова. Кусочек любимой Италии привезла в неожиданно снежный и метельный московский ноябрь Орнелла Мути — роскошная женщина и наша безусловная любимица еще со времен своего первого оглушительного успеха и незабываемого партнерства с Адриано Челентано в фильмах «Укрощения строптивого» и «Безумно влюбленный». Возможно, такая взаимная любовь актрисы и российских зрителей объясняется ее корнями: ее дед и бабушка по материнской линии переехали из Санкт-Петербурга в Эстонию, где и родилась мама актрисы. Орнелла снималась у Григория Чухрая, была гостьей Московского кинофестиваля и всегда подчеркивала свою любовь к нашей стране.

В нынешний, далеко не первый визит в Москву, Дива итальянского кино порадовала публику неожиданным обращением к классической музыке и личности великого композитора Людвига ван Бетховена. Спектакль-монолог в сопровождении инструментального трио из фортепиано, виолончели и кларнета под названием «Бетховен. Героическая жизнь гения» прошел на двух сценах: Московского Дворца Молодежи и Театра на Таганке. На одном из них мне посчастливилось побывать. Огромный зал Дворца Молодежи замирал, вслушиваясь в глубокий голос актрисы, зачитывающей фрагменты из писем Бетховена к друзьям и возлюбленной. Никогда бы не поверила, что этой изящной, стройной женщине, которая выходит к микрофону, а затем с невероятной грацией опускается в кресло, уступая место великой музыке Бетховена, уже 68 лет! Вечернее декольтированное платье и высоченные каблуки, прекрасные шелковистые волосы и белозубая улыбка – нет, нас точно обманули лет на двадцать! А к прекрасному внешнему облику, конечно же, прилагается красота и мелодичность итальянского языка, на котором тексты писем Бетховена звучат особенно музыкально. Не уверена, что такая же волшебная атмосфера была бы, если бы их прочли на языке оригинала – немецком.

Среди адресатов композитора были его друзья-врачи, с которыми он обсуждал свои усиливающиеся проблемы со слухом, что оказывало огромное влияние на тревожный тон писем. Периоды тревоги и уныния сменялись духовным подъемом и приливом творческого вдохновения. Бетховен вспоминает о матери, беседует с великим Гете, высказывает ему благодарность за благосклонный отзыв о своей музыке и единственной опере «Фиделио», а тот в ответном письме в свою очередь превозносит гений композитора. Доподлинно известно, что Бетховен умел дружить и всегда поддерживал своих друзей, помогал им. Среди его эпистолярных собеседников были его влиятельные подруги: графиня Мария Эрдеди и Элеонора фон Брейнинг. А вот в любви у Бетховена все было гораздо сложней. Женщины, которых он любил, оставляли его, в том числе и та самая Джульетта, которой он посвятил свою знаменитую «Лунную сонату». Семейной жизни у него так и не сложилось, но пронзительные письма к графине Терезе Брунсвик вошли в историю как письма к «бессмертной любви» композитора: «…люби меня сегодня – завтра – о, какое страстное желание видеть тебя – тебя, моя жизнь, душа моя – прощай – о, люби меня по-прежнему – не сомневайся никогда в верности любимого тобою Л. Люби навеки тебя, меня, нас».

Хрипловатый голос итальянской звезды как-то особенно чувственно зазвучал именно в этом месте. Возможно, для подобной проникновенной и даже интимной переписки подошла бы более камерная сцена, но чудесная музыка и меняющиеся на огромном экране фрагменты живописи, портреты самого Бетховена и его современников и современниц добавили спектаклю необходимую камерность и атмосферность. В любом случае, увидеть подобный литературно-музыкального спектакль было интересно и познавательно. Да и возможность увидеть звезду итальянского кино, еще и в столь необычном амплуа, выпадает не каждый день. В своем интервью российской прессе актриса призналась, что ее личная любовь к Бетховену за его страдальческую душу, трагедию с потерей слуха и эмоциональный тон его писем и способствовали появлению в Италии такого спектакля. Орнелла также отметила, что была бы рада показать его в других российских городах, помимо Москвы. Во время пребывания в столице актриса успела не только провести два аншлаговых спектакля, но и стать гостьей международного модного форума BRICS+Fashion summit. Оказывается, она знает русскую моду и даже носит вещи российских дизайнеров. Все-таки у нас много общего: мода, музыка, гостеприимство, эмоциональность, ну и, конечно, любовь к Бетховену.

Наталья Романова специально для Musecube
Фотографии Ирины Аренковой можно посмотреть здесь

Добавить комментарий