Программка, как постоянно у Спивакова, кропотливо обмыслена. Поначалу симфоническая картина «Из Апокалипсиса» Анатолия Лядова. Потом 2-ой концерт Сергея Рахманинова, в каком солировал Денис Мацуев. Во 2-м отделении — 4-ая симфония Чайковского. А во 2-ой программке звучали сочинения Дмитрия Шостаковича — как раз в 114-й денек рождения композитора. Маэстро Спиваков поделился с «РГ» своими ожиданиями от новейшего сезона в Доме музыки.
Оливер Зеффман: Артистам необходимо задуматься о разработке контента для виртуальной аудитории
Что в планах на грядущий сезон вам в особенности принципиально?
Владимир Спиваков: Мы отпразднуем 250-летие Бетховена его величавым творением — Праздничной мессой. Отметим 140-летие Белы Бартока. Планируем провести Конкурс пианистов Владимира Крайнева — может быть, онлайн. Почти все профессиональные детки со всего мира уже прошли отбор — весьма принципиально, чтоб этот конкурс состоялся. Надеюсь, никакие политические и вирусные пертурбации не создадут нам препятствий и все флаги в гости будут к нам.
Тяжело было оркестру достигнуть неплохой формы опосля карантина?
Владимир Спиваков: Наш коллектив своим добросовестным отношением весьма тронул меня. Во время пандемии все музыканты много занимались, сдавали партии концертмейстерам по зуму и скайпу, просто игрались друг для друга. Принципиально, что никто не опускал руки. Потому коллектив пришел на репетиции к открытию в блестящей форме.
Планируем провести Конкурс пианистов Владимира Крайнева. Весьма принципиально, чтоб этот конкурс состоялся
Концерт в денек рождения Дмитрия Шостаковича, 25 сентября, вам — не случайное совпадение?
Владимир Спиваков: Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу я поклонялся всю жизнь. Когда на Конкурсе Чайковского я играл его сонату, он позже подошел ко мне и произнес, что это наилучшее выполнение. Совместно с пианистом Борисом Бехтеревым мы переложили его «Афоризмы», считавшиеся «формалистической музыкой», для инструментального состава, и сочинение обрело новейшую жизнь. На открытии нашего новейшего сезона мы исполнили Девятую симфонию Шостаковича и его Фортепианный концерт с солирующей трубой, который игрались Иван Бессонов и наш солист Александр Бахарев. Мы также представили Джаз-сюиту для променадного оркестра со известным вальсом, который Стэнли Кубрик ввел в собственный кинофильм «С обширно закрытыми очами».
Оркестр Татарстана записал симфоническое наследство Сергея Рахманинова
Почему вы решили открыть сезон «апокалиптической темой»?
Владимир Спиваков: Данная тема сложилась сама собой. Произведение Александра Лядова «Из Апокалипсиса» — музыкальный раритет. Четыре наездника Апокалипсиса — персонажи из 6-ой главы Откровения Иоанна Богослова, которых называют Чума, Война, Голод и Погибель, — это знак, который в истории искусства имеет различные интерпретации. Картина Апокалипсиса, которую изобразил Лядов, — это нескончаемая борьба черных сил со светом, с его несказанной красотой. Крайние удары литавр автор соотносит со словами Священного Писания: «Се, стою у двери, и стучу: если кто услышит глас Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною». Эту фразу можно толковать так: Господь постоянно с нами.
Апокалиптическая линия проходит и через творчество Рахманинова. Автор пережил личный апокалипсис: опосля ужасного выполнения собственной Первой симфонии он чуток не покончил жизнь самоубийством. А Петр Ильич Чайковский писал, что его 4-ая симфония есть подражание главный идее Пятой бетховенской. Это его фатум, его судьба. Чайковский включил в конец русскую народную песню «Во поле березонька стояла» — российский человек никогда не согнется!
Так что тема — и нескончаемая, и однозвучная времени.
Из афиши Дома музыки
6 октября. Хибла Герзмава, сопрано Джазовый квартет Якова Окуня. Концерт перенесен с 24 сентября 2020 года.
8 октября. Юлия Рутберг. К 150-летию Зинаиды Гиппиус. С ролью Государственного академического оркестра народных инструментов Рф имени Н.П. Осипова.
10 октября. «Английские» симфонии и концерты Йозефа Гайдна. Musica Viva.
14 октября. Денек Святого Патрика в Доме музыки. Оркестр волынщиков Москвы.