Фото Антона Завьялова
В этом году весна пришла в Петербург в сопровождении вечной великой классики. В первый майский вечер все ценители нежных звуков и медитативного растворения в музыке собрались в Государственной академической капелле, чтобы подарить себе незабываемые эмоции. Повод получить мощные меломанские впечатления был более чем приятный – оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса и пианистка Полина Осетинская представляли петербургской публике программу «Медленная музыка». Полуторачасовое глубокое погружение в мир признанной классики под сводами прославленных стен объединило слушателей каким-то особым духовным родством.
Программа оказалась весьма неординарной: среди выбранных для исполнения композиторов были как Бетховен и Бах, так и Шостакович наряду с Пяртом. Также в списке отметились Моцарт, Равель, Чайковский – кажется, подобная комплектация способна удовлетворить запросы самого взыскательного и требовательного слушателя. В составленной подборке, тем не менее, была заложена особая авторская концепция: соединить в одной программе медленные части различных фортепианных концертов, которые исполняются без перерыва и естественным образом сами собой превращаются в цельное музыкальное произведение. Надо заметить, что данная идея оправдала себя полностью. Творения великих композиторов разных стран и эпох, объединенные чутким дирижерским руководством маэстро Теодора, составили единую картину, незримое цельное звуковое полотно.
Тем первомайским вечером в Капелле был не просто концерт – истинная святая месса во имя музыки и красоты. Настоящее чистое душеспасительное богослужение, которое заставляло восторженную публику благоговейно замереть и не дышать, а только лишь следить за дирижерскими командами Курентзиса. Прекрасен и мощен он был в своем искусстве, истинный мастер своего дела. Сдержанность и страсть, накал и умеренность сменяли друг друга, рождая у слушателей внутри разнообразные яркие эмоции. Незримый диалог с Полиной Осетинской, которая отвечала за фортепианную часть концерта, воплощал здесь подлинное родство музыкальных душ. Время просто потеряло свой счет, словно бы вовсе замерло, и хотелось, чтобы эта всепоглощающая медитативность никогда не кончалась. Тем не менее, ни одна музыка, даже самая прекрасная, не может длиться вечно. Один за другим стихали звуки, замолкали инструменты, покидали сцену участники оркестра. Наконец, погас свет, прекрасное действо постепенно растворилось в тишине и темноте. Никаких выходов, никаких поклонов, полагающихся обычно в таких случаях. Концепция выдержана до конца: этот вечер по авторской задумке, очевидно, изначально не предназначался для купания в овациях. Тихо, интимно, душевно – кажется, нам сейчас особенно не хватает такого состояния, когда внутри сохраняется покой. Благодаря маэстро Курентзису обрести столь хрупкую, но столь же и необходимую гармонию у зрителей, безусловно, получилось.
Марина Константинова специально для Musecube