Это байопик, в основе — жизнь лондонского художника Луиса Уэйна, ставшего знаменитым на пороге ХХ века благодаря его антропоморфным рисункам кошек в Illustrated London News. Кошки на этих рисунках танцевали, занимались стряпней и рукоделием, водили хороводы и флиртовали друг с другом. Как говорил Герберт Уэллс (камео Ника Кейва), Уэйн "придумал кошачий стиль, кошачье сообщество, целый кошачий мир". Что фильм подтвердит в финале, показав галерею симпатичных этюдов.
Киноискусство создано, чтобы напоминать об уроках истории
После меланхолически подробного изложения биографии художника на экране старинного формата 4:3 покажется, что сценаристы Саймон Стефенсон и Уилл Шарп (он же режиссер) испытывали трудности с драматизацией сюжета. Хотя драм в жизни Уэйна было предостаточно: в юности он увлекался музыкой и написал кошмарную оперу, изучал тайны электрической энергии и был одержим идеей энергии, пронизывающей все живое, но все это было поверхностным и не принесло ему успеха. В жизни был непрактичен, женился на гувернантке много старше себя, жена вскоре умерла от рака груди, и в его жизни остался единственный верный друг, скрашивавший жизнь обоих, — пятнистый кот Питер. Потом умер и вдохновитель его рисунков кот, и сломленный невзгодами Уэйн закончил жизнь в психиатрической лечебнице. Нам рассказали об этом детально и монотонно, иногда с мелодраматическими всхипами.
И еще есть кошки — как говорят в фильме, "пушистые и одинокие". И безусловно столь же непрактичные, как Уэйн, забывавший ставить под своими картинами авторскую подпись и постоянно терявший на них права. Но русское название фильма играет с ним злую шутку уже потому, что в подробном изложении биографии героя кошки появятся только в его второй половине. Причем любой из миллиона фелинологических роликов в интернете даст сто очков вперед стараниям авторов картины: перепуганные индустриальным съемочным процессом животные никак себя не проявляли, а заняться терпеливыми видеонаблюдениями создателям фильма не пришло в голову. Потому что не кошки их интересовали.
Уэйна играет Бенедикт Камбербэтч — и это первая роль блестящего мастера, которая кажется не столько органичной, сколько вымученной. Ему нужно изобразить все возрасты героя от юности, когда он влюбляется в горничную, до полубезумного старика, коротающего дни в психиатрической лечебнице. Но никакой грим не сделает 46-летнего актера на четверть века моложе, и сюжет с женитьбой героя на женщине много старше себя с экрана не считывается: его невеста Эмили (Клер Фой) выглядит значительно лучше Уэйна, и скандальные выпады его сестер насчет хищной старой девы кажутся необоснованными. Вообще, вся эта история как бы случайно нашедшего себя таланта пересказана авторами скорее формально, не она их по-настоящему занимала.
Шипенко, Пересильд и Новицкий рассказали, как снимали кино в космосе
Уильям Томомори Фукуда Шарп, лауреат премии BAFTA, английский актер, сценарист и режиссер японского происхождения давно и пристально занимается ментальными недугами. Снимая свою впечатляющую "темную комедию" "Флауэрсы", он признавался в том, что, как и персонажи сериала, сам имел дело с биполярным расстройством — тем, что называли маниакально-депрессивным психозом. Именно этот предмет прежде всего интересует его и в истории Уэйна, и все извивы биографии кошачьего живописца он в фильме документирует как иллюстрированный анамнез болезни, постигшей героя на закате жизни. Отсюда вторгающиеся в картину сюрреалистические тона, мрачные образы, рожденные помутненным сознанием, — накапливаясь и обретая силу, эти странности эксцентричной натуры Уэйна неизбежно приводят его к шизофрении, к аутизму. Этот скорбный мотив и стал ведущей темой фильма. Для того и понадобился Камбербэтч, умеющий играть обнаженную психику и воспаленный нерв, но менее убедительный в сусально мелодраматических эпизодах с пушистыми и одинокими.
Если вовремя снять шоры, напяленные на зрителя неточным названием фильма, мы сможем оценить трагедию еще одного любопытного персонажа истории, многое перенесшего и оставившего нам в наследство свою кошачью вселенную. Говорят, что именно благодаря Уэйну в добрую старую Англию вернулась сначала мода на кошек, а потом любовь к ним. Тоже своего рода переворот в сознании масс.
Фильм выходит в российский прокат в четверг 21 октября.