Как и вся атмосфера ее похорон — несуетная — при всем трагизме происходящего. В практически пустом музее, где не было ни 1-го чужого человека. Ее фото работы Юрия Роста в торце Белоснежного зала — портрет прекрасной победительной дамы, пленительной, императивной и иронической, единственное по-настоящему светлое пятно в траурном полумраке — казалась наиболее настоящей, чем гроб на постаменте. Ее жизнь, ее дух растворились в пространстве строения на Волхонке, которое было и осталось одним из важных культурных центров притяжения — Москвы, Рф, мира.
Швыдкой: Роль Рф в освобождении Эллады от Оттоманской империи тяжело переоценить
И не поэтому, очевидно, что в 1920 году его посетил В.И. Ленин, где он знакомился с выставкой проектов монумента «Освобожденному труду», и уж тем наиболее не поэтому, что в 1949 году тут была выставка подарков Иосифу Сталину в честь его 70-летия. Тему русских вождей принципиально окончить известным посещением выставки «Париж — Москва» Л.И. Брежневым в 1981 году. Он не мог пропустить ее, потому что в 1979 году президент Франции Валери Жискар д»Эстен был в Центре Помпиду, где стартовал этот превосходный проект. Выставка Л.И. Брежневу приглянулась, — это была победа не только лишь И.А. Антоновой, да и русских художников-нонконформистов. Их с той поры не то чтоб привечали, да и не преследовали так агрессивно, как это было в 60-е и 70-е.
Директорами ГМИИ им. А.С. Пушкина были различные достойные люди, начиная с В.И. Цветаева, для которого это было делом его жизни. Но конкретно И.А. Антонова сделала тот тип музея, который по праву вошел в высшую лигу музейного общества, где обитают небожители, имеющие куда как огромные коллекции. Она возглавила музей сначала 1961 года, через 15 с излишним лет опосля того, как поступила на работу в Дом на Волхонке в качестве научного сотрудника. Пережив и раздел собрания Музея новейшего западного искусства меж ГМИИ им. А.С. Пушкина и Эрмитажем в 1948 году, и передачу шедевров из Дрезденской галереи, спасенных русскими войсками и отреставрированных в Москве, Германской Демократической Республике в 1955-м, как и ряд остальных так именуемых перемещенных ценностей в новейшие страны социалистического лагеря.
Антонова сделала тот тип музея, который по праву вошел в высшую лигу музейного общества
Очевидно, в Пушкинском музее есть шедевры, которые делают его коллекцию неподражаемой. Но И.А. Антонова соображала, что музей — это не только лишь свойство собрания. Музей — это событийное пространство, где встречаются прошедшее и истинное, где есть счастливая возможность гласить о базовых дилеммах художественного творчества и людского бытия. И она ощутила это много ранее большинства собственных коллег. Тут не случаем рождались выставки, значение которых выходило за рамки музейной жизни. Они оплодотворяли современный художественный процесс, что было необыкновенно принципиально в русское время, когда было надо ввести в контекст искусства, называемого социалистическим реализмом, явления, находящиеся за пределами официальной эстетики. ГМИИ им. А.С. Пушкина был средоточием наилучшей искусствоведческой и философской мысли — каждогодние Випперовские чтения собирали цвет гуманитарных наук СССР. Это была дань благодарности одному из самых глубочайших искусствоведов, на лекциях которого выросли выдающиеся ученые различных поколений — от М.В. Алпатова и В.Н. Лазарева сначала 1920-х годов до Е.И. Ротенберга и И.А. Антоновой посреди 1940-х. Роль в Випперовских чтениях было знаком научного свойства.
Тут в 1981 году родились Декабрьские вечера — С.Т. Рихтер вкупе с И.А. Антоновой сделали неповторимый музейный концертный зал, где звучали музыкальные шедевры, которые отражались в совершенстве изобразительного искусства и множили мир гармонии. Все это общеизвестные факты, но лишь люди, жившие в русское время, соображают, какие трудности было надо преодолевать для сотворения подобного культурного места. Ира Александровна знала все правила русского византийства. Но она была человеком с определенными принципами, которым старалась не изменять. Каждое событие — будь то выставка, научная конференция либо концертная программка — добивалось не только лишь выдумки, да и умения держать удар в очень твердой директивной системе.
Современная жизнь принуждает директора музея придумывать проекты, устремленные в будущее
Сейчас все по другому. Но от директора такового музея, как Пушкинский, современная жизнь просит не наименьшей, а то и большей творческой активности. Новенькая конкурентноспособная среда, новейшие технологии, ежедневная и естественная интернациональная кооперация принуждают каждый раз придумывать проекты, устремленные в будущее. Конкретно потому, как кажется, региональные центры современного искусства, оказавшиеся под одной административной крышей с прославленным музеем, сумеют привнести новейший творческий импульс в жизнь Дома на Волхонке и грядущего музейного города. Марина Лошак, сегодняшний директор музея, семь годов назад оказалась в необходимое время в подходящем месте. Ее творческий характер, ее осознание общекультурных действий, ее вкус и готовность к созиданию нужны для того, чтоб сохранить этот принципиальный культурный центр, который, как и все в Рф, уже издавна больше, чем музей. Развитие этого большущего культурного дела в сегодняшних пандемических критериях — дело в высшей степени сложное. Да и в высшей степени великодушное. Дом на Волхонке стал одним из знаков Москвы и сразу местом вольной художественной жизни, которая делает всякого, кто приходит сюда, лучше.