В мире российского музыкального театра есть имена, которые не нуждаются в представлении. Не будет преувеличением сказать, что Алексея Франдетти знают многие: его спектакли идут в Большом и в Мариинке, в Московском театре оперетты и в Театре Наций, Театре на Таганке и Театре имени Пушкина, Свердловском театре музыкальной комедии и в новосибирском «Глобусе», в Московском областном государственном театре юного зрителя и в петербургских «Карамболе» и «Приюте комедиантов», и даже — было дело — в одной из популярных соцсетей.
Человек удивительного азарта, неподдельного интереса к театру и потрясающей работоспособности — Алексей Борисович успевает не только ставить совершенно разноплановые спектакли и придумывать то, что ранее не делал никто и никогда, но и неустанно переводить на русский язык зарубежные мюзиклы, быть в том числе и художественным руководителем телепроекта «Большой мюзикл», и — это необходимо выделить отдельно — исследовать и популяризировать театральные музыкальные жанры.
Кроме того, он отлично воспитывает зрителя: с появлением этого человека в соцсетях возросла частотность использования профессиональной терминологии по эту сторону сцены и — низкий поклон! — практически исчезло написание «мьюзикл».
О себе Алексей Франдетти нескромно (нет!) заявляет, что «знает о мюзиклах всё», а потому он в последнее время планомерно и последовательно продвигает свою точку зрения: мюзикл появился благодаря оперетте; музыка Кальмана и Оффенбаха богата музыкальной драматургией — и терять ее нельзя; «особой разницы между опереттой и мюзиклом нет».
В приведённой выше цитате есть определённая доля лукавства, ибо некие законы жанра все же существуют, но если принять за отправную точку желание Алексея Франдетти привлечь внимание именно к этому направлению музыкального театра и привести на оперетту неопереточного зрителя, то это, несомненно, достойно уважения и похвалы!
За последние месяцы Алексей Борисович не единожды затрагивал тему оперетты: в «Большом мюзикле» ей был посвящён отдельный выпуск, в «Нелегком лёгком жанре» были интервью с Генеральным директором Московского театра оперетты Владимиром Исидоровичем Тартаковским и с Генеральным директором Санкт-Петербургcкого государственного театра музыкальной комедии Юрием Алексеевичем Шварцкопфом, кроме того, уже какое-то время идут съемки цикла документальных фильмов, посвященных оперетте.
И, наконец, в Белом зале на Тверской, 13 в рамках программы Москонцерта стартовал проект музыкального ревю «Лето.Оперетта» — Алексей Франдетти на правах художественного руководителя М-Холла (одного из подразделений Москонцерта) выступил режиссёром вечера.
Он, как никто, наверное, умеет хулиганить и ломать стереотипы: здание мэрии — это объект исторического наследия и центр московской власти, вход простым смертным туда дозволен пару раз в год в рамках специальных программ; а Белый зал хоть и использовался когда-то для балов и приемов, давно стал местом встреч политической и культурной элиты и ныне используется, как правило, для различных церемоний и награждений.
Шалость удалась: зал, устланный коврами и манящий тёплым белым светом, был наполнен ожиданием радости от встречи с прекрасным — концепция камерного вечера не предполагала театрального грима и костюмов из спектаклей и вечерних туалетов, но без лишней драмы приблизила оперетту так близко, как это было возможно — все номера исполнялись, согласно законам жанра, без микрофонов, и (в силу размеров зала) на расстоянии вытянутой руки. Это, кстати, позволило дарить цветы артистам сразу после их номеров!
В уютном зале вдоль трёх стен располагались места для зрителей, напротив высоких окон —для камерного оркестра «Московская камерата» под управлением заслуженного артиста России Николая Соколова: и на полтора часа этот зал захватила чарующая музыка Иоганна Штрауса-сына, Робера Планкета, Исаака Дунаевского, Имре Кальмана, Евгения Птичкина и Жака Оффенбаха; визуальный эффект усиливали артисты театра балета классической хореографии «La classique».
Вокалисты 2 июля были представлены солисткой Москонцерта Екатериной Смолиной, а также ведущими солистами Московского театра оперетты: Ольгой Белохвостовой, Александром Бабиком, Иваном Викуловым и Павлом Ивановым.
Артисты взяли на себя и функции конферансье: каждый номер предварялся интересными даже для искушённого зрителя фактами об опереттах и композиторах, а также шутками в адрес друг друга. Так, например, перед арией Раджами из оперетты «Баядера» Павел Иванов как бы скользь заметил, что в этом спектакле на сцене Московского театра оперетты он играет главную мужскую роль, а позже его, готового приступить к исполнению арии мистера Икс из одноимённой оперетты, перебил Иван Викулов, обратившись к зрителям со словами, что и эту роль — все на той же сцене — тоже исполняет Павел Иванов. В зале были поклонницы обоих солистов, а потому эта ремарка была поддержана улыбками. Исполняя куплеты Баринкая из «Цыганского барона», Иван Викулов также пригласил на этот спектакль в родной театр, однако оговорил, что он сам в этой постановке не работает.
Вышеназванные солисты исполнили в том числе дуэтом песенку Бони из «Сильвы» («Королевы чардаша») — этот каскадный номер про вполне конкретные ножки балерин был поддержан танцовщицами коллектива «La classique». Удивительно, но аплодисменты раздались только лишь при акробатическом кувырке Павла Иванова в прыжке через партнера…
К счастью, все каскадные номера Ольги Белохвостовой и Александра Бабика были приняты, как должно, с аплодисментами в такт ускоряющегося темпа музыки — и великолепная «Шимми» (дуэт Мариэтты и Луи Филиппа из «Баядеры»), и дуэт Мари и Тони из «Мистера Икс» («Принцесса цирка»), и дуэт Марицы и Зупана из «Марицы» («Графини Марицы») отлично зажгли и нашли свой отклик в зале! В последнем дуэте Александр Бабик исполнил своё фирменное «колесо» и даже успел выполнить несколько па с партнершей на руках!
Исполняя куплеты Периколы из одноимённой оперетты, Ольга Белохвостова (в одной туфельке и с бокалом в руках — как и «положено» по тексту) сделала то, что невозможно было бы исполнить на театральной сцене: устроила интерактив с семейной парой на словах «Мои глаза огнем полны, но вы сердиться не должны!», что тоже вызвало добродушные улыбки среди зрителей.
В Московском театре оперетты эта солистка занята также в ролях Адели из «Летучей мыши» и Виолетты из «Фиалки Монмартра», но вечер не предполагал (за редким исключением) исполнение своего репертуара, а потому куплеты Адели и песенка Нинон были исполнены Екатериной Смолиной. Ещё только с первыми аккордами «На Монмартре поздней ночью не смолкает шум…» многие растерянно посмотрели на часы — звучавший в середине этого вечера номер, в МТО является завершающим: и в «Фиалке…», и в гала-концертах Оперетта-Land, и в юбилейных вечерах театра, но Алексей Франдетти даже завсегдатаев профильного театра умеет удивлять и приближать к классике жанра.
Аналогично было и с терцетом из «Летучей мыши» — в классической версии «За что? За что? О, Боже мой!» исполняется Розалиндой, Фальком и Генрихом Айзенштайном. И появившиеся в центре зала Екатерина Смолина, Александр Бабик и Павел Иванов на мгновение заставили многих в зале «зависнуть», ибо те привыкли к исполнению этого терцета не с Фальком, но с Аделью! Александр Бабик едва «не расколол» партнершу, взяв курс на хулиганство: игриво собирая ее воображаемые слёзы в свою ладошку, он фактически «заставил» Екатерину Смолину петь сквозь смех. Павлу Иванову при этом пришлось обращать своё «За что?!» к дирижеру, и Николай Соколов продолжил дирижировать (повернувшись в зал) — … поднимая и опуская плечи! В академическом театре такие шалости вряд ли бы были уместны, но в том и состоит прелесть этих тематических музыкальных ревю! Используя привычный ему язык музыки, Алексей Франдетти способен достучаться до многих, кто готов слышать и слушать.
Также в программе вечера прозвучали увертюра к оперетте «Летучая мышь», ария маркиза из «Корневильских колоколов» в исполнении Ивана Викулова, песенка Пепиты из «Вольного ветра» в исполнении Екатерины Смолиной, песенка Николки из «Бабьего бунта» в исполнении Ивана Викулова и артистов балета, дуэт Сильвы и Эдвина из «Сильвы» («Королевы чардаша») в исполнении Екатерины Смолиной и Павла Иванова.
Закончился вечер тостом князя Орловского из «Летучей мыши» в исполнении Ивана Викулова и всех остальных солистов.
Сам Алексей Франдетти (из скромности, вероятно) на поклоны не вышел, но, несомненно, видел настроение в зале и мог ощутить витавший в воздухе вайб благодарности за вечер, а также — фейерверк любви к оперетте и веры в задуманное им!
Миссия возрождения оперетты очень ответственна, но до сих пор абсолютно все начатые Алексеем Франдетти проекты были обречены на успех и обожание зрителей: он умеет влюблять людей в то, что любит сам, и делать сложное понятным.
Хоронить оперетту определенно рано, да здравствует оперетта!
Ольга Владимирская специально для MuseCube
Фоторепортаж Анастасии Фолманис можно увидеть здесь
Фоторепортаж Анны Леонтьевой можно увидеть здесь