Первый день зимы в Петербурге ознаменовался событием для поклонников Леонида Фёдорова. 1 декабря лидер группы «АукцЫон» дал большой сольный концерт в клубе Sound на территории культурного пространства Севкабель Порт. В этот раз музыкант выдал сымпровизированную программу из 24 песен без составленного заранее сетлиста. Фёдоров лишь в процессе концерта формировал порядок песен, выстраивая их по настроению, и, в итоге, получилось весьма интересно.
Концерт начался с песен «Гвидон» и «На краю». Несмотря на подвижный темп, по содержанию композиции драматичны. Такой контраст часто встречается в творчестве Леонида Фёдорова, особенно когда тексты песен взяты музыкантом у поэтов-ОБЭРИУтов. Объединение Реального Искусства – один из главных источников вдохновения композитора. На тексты Александра Введенского, Константина Вагинова, Даниила Хармса Фёдоровым написано множество композиций, записан не один альбом, и на концертах мы слышим эти песни почти каждый раз. Большое место в репертуаре Леонида Фёдорова занимают песни с поэзией Алексея Хвостенко и, конечно же, Дмитрия Озерского, автора почти всех текстов для группы «АукцЫон». 1 декабря прозвучала короткая новая песенка на его стихи «Матрос», на первый взгляд, весёлая, но стоит только вслушаться, как становится жутко:
«Матрос убил матроса, его сгубила жажда,
Его подруга бросила, не выдержав однажды.
И вот его не стало, и не осталось места,
И тень его дрожала, как мёртвая невеста».
Затем Леонид Фёдоров сыграл ещё две трагические композиции – «Весна» и «Землекоп» на тему войны и смерти.
Наконец, музыкант рассеял ощущение отчаяния и безнадёжности. Песня «Голова-нога» мгновенно смела мрачное настроение и заставила весь зал танцевать, а вскоре поддержала это же состояние юмористическая миниатюра «Алкоголизм не шутка». Здесь Фёдоров даже попытался изобразить речь алкаша, и получилось это крайне правдоподобно.
Почти после каждой композиции Леониду Фёдорову приходилось настраивать гитару, и эти паузы служили хорошим поводом для того, чтобы придумать, что играть дальше. В этот момент наиболее активные слушатели высказывали свои пожелания — звучали возгласы из самых разных уголков клуба: «Огонь», «Дом на колёсах». Но Фёдоров не поддался на провокации! После очередной настройки гитары он сказал: «Что-то хотел сыграть и забыл» и тут же выдал стремительную «Птицу». Затем были исполнены медленные, драматичные песни – русская народная песня «Среди долины ровныя» на стихи Алексея Мерзлякова, «Далеко» и «Все, кто дороги». Кстати, в конце фольклорного романса произошёл забавный момент: Леонид Фёдоров забыл текст и растерянно стал спрашивать: «А что дальше-то? Хорошо, проигрыш». И стал наигрывать мелодию. «Ааа дальше-то что? Самое главное!». Но, так и не вспомнив, что дальше, бросил играть.
Многие песни сопровождались мощным хором зрителей, который ещё более усиливал масштаб и осознание происходящего по сюжету смысла. Это произошло, например, в песне «Солнце надо мною». А в конце композиции Фёдоров включил гитарную педаль и создал ощущение присутствия на сцене полноценной метал-группы: звучание акустической гитары превратилось в мощное громкое электрическое соло с повторяющимися выкриками текста.
Большой хор зрителей принял участие и в песне «Зимы не будет», давно уже получившей статус хита. Длинный психоделический проигрыш с использованием педалей и лупера заворожил и даже ввёл в оцепенение.
В заключение концерта Леонид Фёдоров решил побаловать публику позитивным настроением: прозвучала «Лампа» с рефреном «Жизнь прекрасна!» и любимая всеми песня «Тиша», в который Фёдоров снова забыл текст. Жаль, не было на сцене автора стихов Дмитрия Озерского, который обычно подсказывает Леониду на концертах «АукцЫона». Зато в этот раз выручили зрители, крикнув из зала: «На лугу цветёт капуста». Леонид Фёдоров обернул ситуацию в шутку и повторил забытые строки трижды. Записав последний проигрыш лупером, Фёдоров, как всегда, оставил музыку включённой и удалился за кулисы.
Аплодисменты были такими громкими, что музыканту пришлось выйти на сцену снова. На бис он сыграл ещё четыре композиции: «Попугай», «Поедем», «Возле меня» (соединив её с песней «Профукал») и «Сын». Долго развивая печальную тему, Леонид Фёдоров добился кульминации звучания и вновь медленно покинул сцену, оставив нам запись последних мотивов мелодии.
Каждое появление на публике Леонида Фёдорова оставляет большое впечатление у зрителей. Кажется, в зале не бывает ни одного равнодушного человека. Люди, побывавшие впервые на этом действе, остаются потрясёнными надолго и обязательно идут снова и снова. Несмотря на то, что музыка Фёдорова на его концертах отражает сумрачные эмоции, зачастую состояние сосредоточения и безнадёжности, глубокомыслия и психоделии, лишь с проблесками веселья и танцевальности (в отличие от «АукцЫона»), это не умаляет восторга от его сольных выступлений, а, наоборот, привлекает новых слушателей и заставляет задуматься.
Анастасия Видмайер специально для Musecube
Фотографии Сергея Спиридонова смотрите здесь