Кто и как пробует одурачить старость | статьи на kinoreef

Биохакеры — люди специальные: 10 раз в денек они меряют давление и характеристики крови, горстями пьют витамины, стимулируют мозг электродами, идут на манипуляции с геномом… И все для того, чтоб одурачить старость и погибель. Сверхчеловек: за и против. О этом наш разговор с профессионалом по биоэтике, заведующей кафедрой философии образования философского факультета МГУ имени Ломоносова Леной Брызгалиной.

Ремонт Иван Иваныча

Лена Владимировна, кто таковой биохакер? Обеспеченный лоботряс? Параноик? Сектант?

Лена Брызгалина: Это техно-оптимист, верящий в прогресс науки. Он владеет высочайшим уровнем познаний в сфере биомедицины, нередко проф биолог либо медик, смотрит за новыми данными в публикациях, готов ставить опыты на для себя. Для биохакера нет пределов вмешательства в свое тело. Для контроля он должен повсевременно мониторить огромное количество характеристик, что, естественно, дорого. Есть данные, что растраты на оценивание состояния собственного здоровья и разные действия начинаются от 60 тыщ рублей за месяц. Естественно, доступ к ресурсам биохакинга вероятен не для всех. Это новое основание для стратификации общества — на тех, кто улучшает себя, и тех, кто вылечивает заболевания.

Ученые отыскали у COVID-19 признаки приобретенного заболевания

Биохакеры — люди идеи. Они собираются в настоящие и сетевые общества для общения, обмена плодами, продвижения идеи взламывания погибели. Не за длительное время до карантина в Москве прошла достаточно бессчетная встреча по теме "Инвестиции в бессмертие", организованная Forbes Russia. Думаю, что личная мотивация у всякого из биохакеров своя. Но быстрее всего, в базе биохакинга не боязнь погибели как такой, а боязнь страданий в умирании.

Мысль сделать искусственного человека, который будет лишен недочетов обычного "homo sahiens", издавна тревожит население земли. Но она потерпела фиаско и у Гете в "Фаусте" (его гомункулус из пробирки умер, можно сказать, от любви), и у Булгакова в "Собачьем сердечко", и в голливудских фильмах про терминаторов. Почему?

Лена Брызгалина: Мягенькие средства улучшения человека и преодоления слабостей тела в истории культуры постоянно были соединены с воспитанием, тренировками, самоограничениями, другими словами действием на телесность через дух. Твердый современный биохакинг связан в большей степени с лекарственными вмешательствами в тело либо, если гласить о хакинге когнитивных функций, то и с технологическими действиями на мозг (к примеру, электронной стимуляцией). Запрос от человека к медицине в биохакинге не посодействовать сохранить норму, а повредить ее. В базе биохакинга философия трансгуманизма — представление о необходимости приблизить новейший шаг развития человека, когда сейчас живущие представители через развитие познаний и технологий должны выполнить переход к сверх либо постчеловеку, в перспективе передав сознание небиологическим системам. Сегодняшние Homo должны закончить существование. Биохакинг — проявление последней технологизации и рационализации бытия человека, трактовка тела как ремонтопригодной машинки.

Как будет называться это новое существо?

Лена Брызгалина: К примеру, Homo sapientissimus perimples (человек достроенный техническими устройствами до совершенства), гомутер (от хомо и комп), Homo compositus (человек составной, системный), Homo Catholicos (человек вселенский)… В самых конструктивных сценариях предполагается надбиологический вид, который к Homo будет относиться очень условно. Таковой сценарий вероятен, но, на мой взор, он очень нежелателен. Отказ от нашей биологии не только лишь отказ от заболеваний и погибели, это отказ от людского в нас. А там не только лишь наши беспомощности и боли, эгоизм и злость, да и наша сила — альтруизм, помощь ближнему, сопереживание, сочувствие, чувственность, нежность, доброта, любовь.

Почему движение биохакеров сделалось популярно?

Лена Брызгалина: Во-1-х, это внутренняя логика развития науки: если ранее население земли познавало и трансформировало природу, то на данный момент люди перенесли этот энтузиазм на себя. Познание совсем утратило статус самоценности без практического использования. Во-2-х, поменялась культура: утратила воздействие мысль бессмертия души, которая позволяла преодолеть ужас погибели, властвовать стала трактовка жизни как места и времени получения наслаждения, и, соответственно, распространилось отношение к старению и погибели как к тому, что необходимо хоть какой ценой избежать.

Средства и бессмертие

Для вас не кажется, что этот ужас искусственно подогревают?

Лена Брызгалина: Ужас старения и погибели, вправду, употребляется в коммерческих соображениях. Лекарственные компании, конторы по криоконсервации тел опосля погибели с надеждой на оживление и исцеление, поликлиники пластической хирургии — и еще много кто заинтересован в том, чтоб кроме человечных целей исцеления нездоровых, общество поставило как настоящую задачку агрессивно взломать биологию человека, объявить старость заболеванием и навести усилия на достижение нескончаемой жизни.

В Сингапуре научились превращать пот в электроэнергию

В области биомедицины с конца ХХ века возникла трактовка человека как заказчика, который может востребовать фактически любые мед услуги-вмешательства и произвести оплату их. К примеру, рождение деток через новейшие репродуктивные технологии типа ЭКО без мед показаний. В мире уже живет приблизительно 6 миллионов деток опосля ЭКО, и далековато не во всех вариантах у родителей были мед показания к процедуре. Сейчас может быть по желанию поменять пол у малыша, применить телесные и психологические допинги, выполнить мозговые интервенции ноотропами без мед обстоятельств. В эту же логику укладываются и дискуссии о эвтаназии, которую сторонники легализации считают правом человека избрать погибель, когда жизнь не только лишь связана со страданием при заболевания, да и когда на физическом уровне здоровый человек находится в депрессии (такое допускается в Нидерландах, Швейцарии, Бельгии).

Вы произнесли о играх коммерсантов на человечьих слабостях. Какие есть методы раскрутки "взламывания тела"?

Лена Брызгалина: Конкурентность на этом рынке все усиливается, потому фактически нереально реализовать отдельный продукт либо средство, отдельную методику либо предложение конфигурации некий отдельной свойства либо свойства ("пилюли для памяти", "резвое наращивание мускулов" и др.). Рынок биохакинга, как и почти все остальные рынки, связан с продвижением идеи всеохватывающего решения. Это большущая промышленность — курсы, консультации "звездных" докторов, различные анализы и препараты. Рынок подчиняется ценностям прагматизма. Тот, кто продвигает биохакинг, не несет ответственности за другого человека, за возможный вред либо пользу. На продажу идет телесность. Человек изменяет себя, чтоб обосновать, что он силен духом и может поставить тело на службу воли. Чудилось бы, популяризируется крутизна, но по сути есть демонстрация своей беспомощности.

Случай Дориана Грея

Был человек, стал бот. Необходимо ли под эти перевоплощения корректировать биоэтику?

Лена Брызгалина: В сферу биоэтики заходит опыт, который просит добровольческого и информированного согласия. В биохакинге, как бы, есть и добровольность, и информируемость. Но если приглядеться пристально, это не настолько разумеется. Биохакер — взрослый дееспособный автономный субъект желает усилить и расширить свои телесные свойства. Он дает добровольческое согласие на обработку своей личности. Человек становится не самоценным, владеющим достоинством субъектом, а объектом. Кое-чем, приложенным к чему-то. Для биохакера природа — это инструмент для сотворения артефакта под цели заказчика. Тело становится продуктом. Но с этической точки зрения, желание реализовать себя неправильно.

Биоэтические правила проведения тестов требуют прекращения опыта, если у ученого есть основания считать, что при продолжении будут суровые побочные эффекты, тем наиболее риск погибели. Ставить опыты на себя — не новенькая история, но где грань меж своеволием (как в случае с курением либо сменой пола) и самоповреждением? Эти вопросцы открыты.

Приведу пример. В 2014 году шведские ученые проанализировали все случаи корректировки пола, зарегистрированные в стране с 1960 до 2010 года. За 50 лет лишь 15 пациентов (2,2 процента) пожалели о собственном решении. Не достаточно, но они есть.

Этично ли популяризировать биохакерство, делясь личным опытом в соц сетях, книгах, блогах? Не уверена. Но сейчас коммерческие суждения — время от времени единственное оправдание поступка.

Почему биохакеры выигрывают, к примеру, у зож-ников?

Диетологи обсудили тренды новейшего питания: клеточное мясо и студень

Лена Брызгалина: В этом нет ничего необыкновенного. Здоровый стиль жизни связан с усилиями, ограничениями, тренировками, в неком смысле с насилием над телом. А биохакинг делает иллюзию, что старости можно совершенно не допустить, что сделать лучше тело можно без насилия над собой, просто и стремительно — пилюлями и технологиями.

Помнят ли биохакеры, как был наказан за свое рвение сохранить нескончаемую юность основной герой произведения Оскара Уальда "Портрет Дориана Грея"?

Лена Брызгалина: Поведение биохакеров противоречиво: они желают независимости от старости, но попадают в остальные зависимости. К примеру, психические. Мысль улучшения заполняет любой денек, каждое действие, когда мельчайшее нарушение диеты и распорядка становится для человека катастрофическим событием. Одержимость мыслью долголетия теснит возможность просто жить и ликовать текущим моментам, стресс вызывает хоть какое отклонение от хотимых характеристик. В труд по преодолению собственного тела преобразуется любой эпизод жизни, и жизнь проходит мимо, заместо жизни — на сто процентов управляемый процесс. Но это иллюзорность контроля. Наука очень не много понимает, чтоб достоверно приблизиться к бессмертию.

Главный вопросец

Цикл публикаций "РГ" именовался так: "Жить до 150. А для чего?" Для чего, с вашей точки зрения?

Лена Брызгалина: Всепригодного ответа на этот вопросец нет. Но если себе не ответишь, для чего жить в 30 либо 60 лет, то и в 120 ответа не покажется.

Добавить комментарий