17 сентября в МХАТ им. М. Горьковатого состоялось открытие новейшего 123-го театрального сезона. МХАТ представил первую премьеру – музыкальную комедию «Красноватый Моцарт». Также в этот денек художественный управляющий театра Эдуард Бояков объявил о разработке Совета Попечителей и Клуба Друзей МХАТ и представил выставку, посвященную жизни и творчеству Исаака Дунаевского и Любови Орловой.
Перед премьерой художественный управляющий МХАТ им. М. Горьковатого Эдуард Бояков обратился к зрителям со сцены: «123-й сезон будет сезоном принципиальных, главных премьер. Мы строим новейший театр. И нас ждет ни много, ни не много — 20 премьер. Спасибо за ваши рукоплескания, спасибо за ваш кредит доверия и за веру в нас». Потом поднялся занавес с знаменитой шехтелевской «Чайкой» и зазвучала музыка Исаака Дунаевского.
Совсем нежданный для зрителей жанр — музыкальная комедия – это не опыт МХАТ, а возвращение к истокам: наиболее 100 годов назад Столичный Художественный Театр сделали величавые режиссеры К. Станиславский и Вл. Немирович-Данченко, которые работали с оперными постановками и музыкальными спектаклями.
Эдуард Бояков, художественный управляющий МХАТ им. М. Горьковатого:
Для МХАТ в особенности животрепещущ пример Станиславского, который 100 годов назад выходил из глубочайшего проф кризиса через воззвание к поэтическому слову и к музыке в театре. Конкретно тогда Станиславский обратился к оперному жанру, совместно с Немировичем-Данченко работал над постановками в Большенном театре, сделал у себя на дому Оперную студию, которая позднее переехала в отдельное здание и перевоплотился в Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко.
Уже в 30-х годах при театре работал оркестр из музыкантов высокого уровня. А здание МХАТа на Тверском бульваре проектировалось с расчетом на музыкальные спектакли: тут под первыми рядами партера – оркестровая яма: акустике зрительного зала позавидует хоть какой музыкальный театр. Намедни открытия сезона в зале Большенный сцены, во время подмены кресел и пола, были найдены элементы неповторимой акустики. Новое свойство звука смогли оценить зрители на премьере музыкального спектакля «Красноватый Моцарт», который МХАТ представил в год 120-летия со денька рождения и 65-летия со денька погибели величавого русского композитора Исаака Дунаевского.
Эдуард Бояков, художественный управляющий МХАТ им. М. Горьковатого:
Российская культура, российская музыка невообразима без кинофильмов, без песен, без сочинений Исаака Дунаевского. «Красноватый Моцарт» напомнил российскому зрителю о том, что мы утратили: о музыкальной культуре русской эры и о бесспорных ценностях, ею утверждаемых.
Создатели спектакля — драматург, создатель книжки о Дунаевском Дмитрий Минчёнок, возлюбленная ученица Юрия Любимова, режиссер Рената Сотириади и знаменитый художник-сценограф Борис Краснов — поднимают животрепещущий сейчас вопросец о отношениях власти и культуры. Суперхиты величавого русского композитора прозвучали в выполнении оркестра Воздушно-космических сил Рф под управлением заслуженного артиста Рф Владимира Иванова. Мир «русского Голливуда» открыли зрителям народный артист РСФСР Сергей Шакуров, заслуженная артистка Республики Башкортостан, оперная чуда Лена Терентьева, заслуженный артист Рф Максим Дахненко и ведущий юный артист МХАТ им. М. Горьковатого Тимур Дружков.
Центральный персонаж постановки – музыкант-самородок Дуня Воробей, умопомрачительно схожий на композитора Исаака Дунаевского. Остальные герои представляют музыкальный ареопаг СССР условных 30-х годов прошедшего века – величавых композиторов русской эры, в одинаковой мере зависимых как от воли Вождя, так и от прихотей условного дома творчества, где они собрались. Но основной герой спектакля – превосходный музыка Дунаевского, величавого композитора, фигуры номер один в русской музыке «огромного стиля».
Рената Сотириади, режиссер:
«Красноватый Моцарт» — это не мюзикл, а музыкальная комедия. Не спектакль-автобиография, а спектакль о музыке Дунаевского. О том, как эта музыка рождалась, о творчестве и о любви. В спектакль включены самые известные музыкальные композиции, возлюбленные и народом, и самим Дунаевским.
Дмитрий Минчёнок, драматург, писатель, создатель пьесы:
МХАТ им М. Горьковатого восполняет весьма ужасный пробел – он приносит подношение композитору, про которого никогда не было написано ни одной биографической книжки, не считая моей в серии ЖЗЛ, не снято ни 1-го кинофильма. При том, что в Рф навряд ли вы отыщите людей, которые не слышали музыку Дунаевского.
Владимир Иванов, художественный управляющий ансамбля Военно-космических сил Рф, заслуженный артист Русской Федерации:
Это 1-ый вариант, когда военный оркестр участвует в настоящем спектакле прославленного коллектива МХАТ им. М. Горьковатого — ни один ансамбль песни и пляски вооруженных сил никогда не играл в таковых постановках. Для нас это большая честь. В особенности принципиально то, что коллектив не попросту играет, а всеполноценно участвует в сценическом действии.
Борис Краснов, художник-сценограф:
Автор Дунаевский – синоним «огромного стиля». А я постоянно работал с масштабными проектами – Олимпиада, Универсиада, Азиатские игры. Мне весьма нравится мысль и драматургия «Красноватого Моцарта», они располагают к масштабной сценографии. Прошлый дворец в стиле ампир, перевоплощенный в пригородный Дом творчества, воздушный шар, отражающий тягу поколения к покорению высот, «чуда», «кумир» — все это приметы эры. В свою очередь, Большая сцена МХАТ им. М. Горьковатого неповторима по своим техническим характеристикам: зал на 1345 мест, плунжеры, сценические фуры. Способности МХАТ несусветны, и мы используем их в полную меру.
Лена Ярочкина, живописец по костюмчикам:
Моей задачей было не отразить эру практически, а сделать ее броский образ. Если поглядеть на старенькые фото, видно, как много в одежке тех пор белоснежных частей: белоснежные береты, носочки, платьица, костюмчики, физкультурные майки, рубахи, туфли и даже парадные летние гимнастерки офицеров НКВД. Белоснежный цвет был знаком высочайшего стиля.
К премьере театр представил выставку из 3-х экспозиций, посвященную Исааку Дунаевскому и Любови Орловой, основным героям спектакля «Красноватый Моцарт».
Выставка был подготовлена вместе с музеем МХАТ, музеем Булгакова, Алтайской библиотекой им. В.Я. Шишкова, Культурным центром Любови Орловой в Звенигороде и Риммой Александровной Дунаевской (вдовой отпрыска Исаака Осиповича — Евгения).
1-ая часть выставки — «Дунаевский лицом к лицу. Домашний альбом», мультимедийная экспозиция на 15-метровом экране – включает редчайшие снимки и портреты композитора в кругу семьи, с друзьями и музыкантами: неповторимые фото предоставила театру Римма Александровна, хранительница архивов Исаака Дунаевского. 2-ая часть, «Дунаевский – неведомый мхатовец», посвящена работе в МХАТ. Не много кто понимает, что Дунаевский написал музыку к одному из мхатовских спектаклей и нередко исполнял ее на вечерах в гостях у собственного близкого друга, драматурга театра, Миши Булгакова. На базе этих музыкальных вечеров была записана грампластинка «Дунаевский в гостях у Булгакова» и выпущены нотки. Не считая того, на выставке представлены ранее неопубликованные фото Любови Орловой. «Любовь Орлова. Давайте демонстрировать любовь через песню» – так именуется 3-я часть выставки. Экспозиция работает раз в день и доступна хоть какому горожанину.
Выставка – 1-ый проект культурно-просветительского кластера «Открытые сцены», который с началом театрального сезона будет работать любой денек с 10 утра. Сейчас в МХАТ можно будет придти, поработать за столиком на открытом балконе с видом на Тверской бульвар, испить кофе, приобрести подарок в магазине «МХАТ.Пространство», избрать книжку в «МХАТ.Книжки» и посетить самые различные мероприятия: читки, поэтические вечера, концерты, лекции, мастер-классы. А вечерком поглядеть спектакль. И книжный «МХАТ. Книжки», и магазин подарков «МХАТ. Пространство», и освеженное место городских кафе начали работать в денек премьеры, 17 сентября.
За два часа до премьеры художественный управляющий МХАТ им. М. Горьковатого Эдуард Бояков объявил собравшимся в фойе театра журналистам о разработке Попечительского совета МХАТ. В пресс-конференции приняли роль коммерческий директор ОАО «УГМК», председатель Совета Попечителей МХАТ Игорь Кудряшкин, директор фонда «Институт культурной политики» Екатерина Сиркен, писатель, драматург, публичный деятель, председатель Клуба Друзей МХАТ Святослав Рыбас и директор музея МХАТ Софья Грачева.
Эдуард Бояков, художественный управляющий МХАТ им. М. Горьковатого:
Сейчас мы объявляем о разработке Совета Попечителей МХАТ и Клуба Друзей МХАТ. Это огромное, суровое и волнующее событие. Я надеюсь, что эти институции станут принципиальной частью нашей творческой жизни. Поэтому что они дозволят воплотить наши большие планы – 20 премьер, фестивали, проект «Открытые сцены МХАТ» и создание культурно-просветительского кластера. И я был весьма рад и впечатлен, когда управление Уральской горно-металлургической компании отозвалось на наше предложение выступить в качестве партнеров МХАТ. Без друзей театр не построишь.
Первыми членами Совета Попечителей МХАТ стали руководители компании УГМК: генеральный директор Андрей Анатольевич Козицын и коммерческий директор Игорь Геннадьевич Кудряшкин. Компания УГМК в течение 2020 года выделяет около 100 миллионов рублей на реализацию творческих и образовательных программ, связанных с деятельностью МХАТ им. М. Горьковатого. Планируется, что в состав Совета Попечителей МХАТ им. М. Горьковатого войдут представители русских деловых кругов, муниципальные деятели, заинтригованные в реализации творческих и образовательных программ МХАТ им. М. Горьковатого, развитии современной русской культуры. Создание Попечительского совета и Клуба Друзей МХАТ – это продолжение очередной большенный традиции театра. Исторически попечительский совет МХАТ в виде совета пайщиков существовал еще при К. С. Станиславском и В. И. Немировиче-Данченко. В его состав входили фабрикант С.Т. Морозов, адъютант свиты величавого князя А.А. Стахович, граф А.А. Петров-Давыдов, князь П.Д. Долгоруков, графиня С.В. Панина, светлейший князь П.А. Ливен, князья В.Л. Вяземский и С.М. Волконский, братья Павел и Петр Долгоруковы, княжна Васильчикова, княгиня Е.П. Волконская и остальные. Без их инициативного роли не было бы того величавого Художественного театра, который понимает весь мир.
Опосля пресс-конференции и премьеры гости, артисты и работники театра повстречались в освеженном пространстве буфета — в городских кафе, которые в 123-м сезоне будут работать с 10 утра.
Фото Ксюши Логиновой с пресс-показа спектакля «Красноватый Моцарт» можно узреть тут