Константин Хабенский сыграл барона Мюнхгаузена в МХТ им. Чехова. История эта началась однажды в "Сапсане", когда актер встретился там с режиссером и художником-постановщиком Виктором Крамером (в числе длинного списка наград которого — и британская Премия Лоуренса Оливье за режиссуру "Снежного шоу" Славы Полунина). И рассказы об удивительных путешествиях и походах барона Мюнхгаузена под стук колес стали стремительнее приобретать очертания новой мхатовской постановки. В которой бессмертный литературный герой вышел на авансцену живым человеком со своими рефлексиями, маниями и слабостями. И, можно сказать, в этом новом театральном ракурсе в первую очередь разволновал посттравматическим синдромом Мюнхгаузена, показанным со всем актерским великолепием Хабенского.
Нерабочие дни в московских театрах и музеях. Главное в вопросах и ответах
Готовились к этому событию с основательностью и азартом аспирантов, собирающих все доступные источники и упоминания. Свидетельства из реальной жизни реального исторического лица XVIII века — барона Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена.
Сочинения Рудольфа Эриха Распе и немецкого поэта Готфрида Августа Бюргера. Труды Карла Лебрехта Иммермана и Генриха Теодора Людвига Шнорра, который тоже посвятил свои произведения герою. Имена персонажей сценария "Тот самый Мюнхгаузен" Григория Горина, кому тоже элегантно поклонились…
Фото: Александр Иванишин
Ближайшее окружение у нового собирательного героя оказалось специфическое. Бывшая жена Мюнхгаузена, прожившая с ним долгую несчастливую жизнь (ярчайшая убедительная актерская партия Кристины Бабушкиной). Актуальная юная супруга барона (воздушный рисунок обворожительной подростковой грации от Надежды Жарычевой). Сын барона от первого брака (Павел Филиппов); единственный местный адвокат, лично занимавшийся разводом Мюнхгаузена (Михаил Трухин). Друг детства барона, ставящий "спокойствие в городе" превыше всего, и дружбы в том числе (Ростислав Лаврентьев). Егерь, а теперь, в отсутствии охоты, просто старый слуга и самый преданный барону человек (отличная психологическая работа Сергея Сосновского). Его Величество Герцог — местный руководитель, человек самых широких политических и иных взглядов (комплименты Александру Усову). Чайки, хранители города, которые ведут свою виртуозную музыкальную и пластическую игру…
Театр "Сатирикон" отмечает 110-летие Аркадия Райкина
Жен, друзей и детей раскачивать на подвиги здесь по сюжету приходится дольше обычного. Броня их проблем оказывается посильнее болота, из которого вытаскивал себя Мюнхгаузен за волосы. Он им — про примеры, с каким изяществом можно выходить из любых ситуаций, и про то, что безвыходных ситуаций не бывает. А они друг другу — про правильное завещание барона, над которым нужно поработать. (В финале их будет ждать сюрприз — все свое наследие Мюнхгаузен завещает пчелам… ) "Карл, о чем ты думал, когда женился на молодой? — О Шекспире", — юмор диалогов оттачивается до совершенства.
Фото: Александр Иванишин
Фантазии помогают выжить среди проблем, неустроенных судеб и всего, что происходит вокруг — об этом ставил спектакль "Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена" Виктор Крамер. Мюнхгаузен Хабенского позовет всех за собой в небо к Юпитеру и поднимет к мхатовским колосникам настоящий воздушный шар. Но от столь высоких устремлений у его близких начнется, кажется, морская болезнь… Кто не долетел? — его проблемы. Быт гения не уложится в рамки привычных конструкций, и в нужный час театральная магия с настроениями волшебного абсурда возьмут свое с лихвой. И самым смешным, гротескным и удивительным в этой истории окажется то, какими нереальными становятся обыденные обстоятельства и какими убедительными самые завиральные идеи. Стоит лишь принять за данность воздушные замки человека, который живет в своем мире, и вступить в его диалог.
Фото: Александр ИванишинДословно
Виктор Крамер, режиссер:
Завиральные истории барона Мюнхгаузена — его попытка уйти от реальности, в которой он ничего не мог поменять. Мюнхгаузен не супергерой с волшебными качествами, а человек, который находит выход из любых, самых невероятных историй с помощью своего живого ума, юмора и самоиронии. Это стойкий человек — не за счет силы, а за счет разума и фантазии. Глядя на такого героя, думаешь: "Господи, да сейчас все решим, все найдем и придумаем, как выйти из тупика". Это очень важно. Он может помочь обрести веру в то, что безвыходных положений не бывает.