Каким был Транссибирский Арт-фестиваль: оркестр без дирижера и спектакль Светланы Захаровой | статьи на kinoreef

В эти дни Транссиб приехал в Москву: в зале Чайковского выступило "трио" — Вадим Репин, Александр Рамм (виолончель) и Итамар Голан (фортепиано). Прозвучала музыка русских композиторов — "Элегическое трио" Сергея Рахманинова, Первое трио Дмитрия Шостаковича, Первая скрипичная и виолончельная сонаты Сергея Прокофьева.

В столице открывается XXI Московский Пасхальный фестиваль

Несмотря на логистические сложности, Транссибирский Арт-Фестиваль и в этом году не нарушил свои традиции: в Сибири уже состоялось 24 события фестиваля, и часть из них прошла в малых сибирских городах: Бердск, Искитим, Прокудское, Кольцово, Краснообск, Лесосибирск, Канск.

Между тем в ряду самых ожидаемых событий Фестиваля — мировые премьеры современных композиторов. В этом году на фестивале состоялась премьера Скрипичного концерта Ильи Демуцкого (автора балетов "Нуреев", "Герой нашего времени", "Чайка", "Анна Каренина" и др.), написанного по заказу фестиваля и посвященного композитором Вадиму Репину. Премьерой дирижировал Алексей Рубин.

Фото: Предоставлено пресс-службой Транссибирского Арт-Фестиваля

Трехчастная партитура, написанная с постромантической экспрессией, с виртуозной сольной каденцией во второй части, создана для расширенного состава оркестра (с ведущей группой струнных, двойным деревом, арфой, маримбой и виброфоном) и произвела большое впечатление на новосибирскую публику. Как отметил дирижер Алексей Рубин:

— Илья очень талантливый композитор, со своим авторским стилем. Его новый скрипичный концерт по духу — русский, но в нем есть черты голливудской музыки с элементами кинематографичности, как, например, в концерте Корнгольда. В нем есть и задумчивость, и свет, и лирика, и надежда. Для меня это — краски и цвета. Но каждый человек найдет в этой музыке что-то свое.

Мариинский театр завершит показ "Кольца нибелунга" в Москве

Сам композитор Илья Демуцкий рассказал "РГ" после премьеры:

— Я ориентировался на традиционные формы концертов XX века. Программы сочинения нет, меня интуитивно вела мелодическая мысль. В I части — три темы, три разных состояния. Самый первый такт концерта — это всплеск музыки, как будто поднимается занавес (видимо, сказывается мое театральное прошлое), мы врываемся в светлое, ликующее, песенное состояние. В этом есть нечто гимническое, хоральное. Я начинал писать этот концерт с третьей части. Скерцозное движение, быстрый темп, все тикающее, постоянное возвращение к теме. Возможно, как мне сказал дирижер, нечто, напоминающее минимализм Джона Адамса. Вторая часть — драматичная музыка, в форме Арии, с медленным началом. Но дальше я поддался искушению, и в музыке появляется марш. Я позволяю каждому услышать свое.

Фото: Предоставлено пресс-службой Транссибирского Арт-Фестиваля

Украшением афиши стала фирменная программа Фестиваля "Па-де-де на пальцах и для пальцев" — совместный проект Вадима Репина и его супруги, прима-балерины Большого театра Светланы Захаровой: музыкально-танцевальный спектакль, поставленный в свое время специально для фестиваля. Это целая серия хореографических номеров, среди которых — драматическая история любви в постановке Мауро Бигонцетти Progetto Handel на музыку Генделя, скульптурная пластика танца в Дуэте из балета "Караваджо" Бруно Моретти и кульминационный сольный номер Светланы Захаровой на музыку Уильямса Revelation.

Новым гостем на Транссибе в этом году стал ансамбль Персимфанс (Первый симфонический ансамбль) — уникальный пример оркестрового самоуправления, оркестр без дирижера. В этом году коллектив отмечает 100-летие (ансамбль был организован в 1922 и воссоздан в 2008 году в Москве), и программой юбилейного концерта "передал привет" городам, где в 1920-е годы по примеру московского Персимфанса были основаны симфо-ансамбли: это Киев (Вторсимфанс), Варшава (Варшавский симфонический ансамбль), Лейпциг (Оркестр без дирижера лейпцигского Гевандхауса) и Нью-Йорк (Амсимфанс). Пять произведений, прозвучавших в программе, продемонстрировали разные типы взаимодействия ансамбля: это барочно-инструментальная капелла (Второй Бранденбургский концерт Баха), авангардная струнная группа ("Плач по жертвам Хиросимы" для 52 струнных Пендерецкого), романтический оркестр (Чайковский "Ромео и Джульетта"), джазовый биг-бенд (Гершвин "Рапсодия в стиле блюз для фортепиано с оркестром") и большой оркестр XX века (Мейтус — Сюита "На Днепрострое"). От произведения к произведению музыканты ансамбля пересаживались в соответствии с художественными задачами произведения.

Фото: Предоставлено пресс-службой Транссибирского Арт-ФестиваляПрямая речь

Вадим Репин, художественный руководитель Фестиваля, скрипач

— Фестиваль пролетел как тайфун. Логистически так тяжело не было никогда, прошлые два года пандемии по сравнению с этим были легкой прогулкой. Но невероятное количество усилий, бессонных ночей, воли, отношения и любви к этому фестивалю сделали его, на мой взгляд, энергичным и успешным.

Кстати

Следующий концерт Транссибирского Арт-Фестиваля запланирован в Москве на 20 мая. В Концертом зале "Зарядье" выйдут на сцену Вадим Репин (скрипка), Алексей Уткин (гобой) и Камерный филармонический оркестр Новосибирска.

Фото: Предоставлено пресс-службой Транссибирского Арт-Фестиваля

Добавить комментарий