«Гала стала солью моей жизни, моим двойником, она — это я»
Задолго до того, как она станет Галой (и еще до того, когда она станет Галой Дали), Елена Ивановна Дьяконова была уроженкой Казани. Очередной пересказ ее биографии – дело, литературно ничем не примечательное, которое я оставлю Википедии и трудам, наподобие “Гала и Дали. Жизнь, рассказанная ею самой”.
Это несомненно увлекательно окунуться в мир любви всей жизни известного испанского сюрреалиста, которую он боготворил и “любил больше матери”. Однако, в данной статье я хочу как можно меньше рассказать о “традиционном” порядке знакомства с Галой, а выве-сти на авансцену малоизвестные, нераспространенные факты из ее жизни, которая была окутана аурой тайны не только для общества, друзей, историков, писателей, но и для ее мужей.
Ее первый муж – Эжен Грендель, известный миру как Поль Элюар, говорил о том, что Гала всегда была для него неразгаданной тайной. Дали, благоговея перед своей возлюб-ленной, высоко ценил загадку в личности Галы.
Она умела запутывать следы, сочиняя истории своего происхождения. Неудивительно, что такой живой ум, невероятное обаяние и яркое воображение “сыграло на руку” в будущем становлении гениев: Элюара и Дали, а также появлению у Галы многочисленных лю-бовников младше ее по возрасту.
По распространённому мнению, Елена родилась в Казани в 1894 году. Однако этот факт опровергается казанскими краеведами из-за отсутствия документально подтвержденных источников. И даже дом, в котором она якобы проживала от рождения вплоть до смерти отца в 1905 году, никогда не принадлежал их семье (“А был ли мальчик?”).
Прозвище «Гала» имеет два “происхождения”: все ее детство мать предпочитала называть старшую дочь Галей, однако европейцам было сложно произносить “Галя”, поэтому оно трансформировалось в Галу. Во французском «гала» обозначает “веселье, праздник”. Вторая версия обязана Полю Элюару (кстати, есть мнение, что данный псевдоним придумала Гала, чтобы его стихи лучше продавались). Именно благодаря появлению русской девушки, его жизнь оживилась, получила смысл, и он назвал Елену Галой: праздником, который всегда с ним.
После смерти отца, ее мать, Антонина Дьяконова, переезжает в Москву и там встречает адвоката Дмитрия Гомберга. Его влияние на жизнь детей, особенно на Галу, было колоссальным. Он не скупился на образование: Гала училась в престижном лицее Брюхоненко (кстати, именно тут она завела дружбу с сестрами Цветаевыми), имея в табеле только высокие отметки.
Однако, со здоровьем у будущей музы мирового искусства было не все так хорошо: в 17 лет ее отправляют на лечение в Швейцарию, в санаторий Клавадель, из-за обострившегося туберкулеза. И, как говорится, «все, что не делается» – именно там она знакомится с будущим мужем, еще тогда никому неизвестным поэтом Эженом Гренделем. Суровую, холодную, закрытую по натуре Галу растопили стихи Эжена, которые он читал ей каждый вечер. Она глубоко верила в его талант и будущее великого поэта.
Их отношениям не был рад отец Эжена, всячески стараясь препятствовать союзу возлюбленных. И тут впервые проявляются гибкий, изворотливый ум и женская хитрость: Гала буквально забрасывает письмами мать Эжена, и вскоре она встает на сторону сына и будущей невестки.
В 1917 году Гала сказала “да”, а в 1918 году у них родилась единственная дочь Сесиль. Но даже рождение ребенка не пробудило в Гале материнский инстинкт, поэтому она никогда не занималась воспитанием дочери, а когда той исполнилось 11 лет, и вовсе по-кинула ее с отцом.
В 1921 году чета Элюар переезжает в Кельн к художнику Максу Эрнсту и его супруге Лу. В скором времени между Максом и Галой завяжутся отношения, которые они не будут ни от кого скрывать. Получается эдакая “шведская семья” начала ХХ века: Поль, Гала и Макс (Лу покинула супруга, узнав о его адюльтере). Любовному треугольнику (спойлер: как бра-ку Поля и Галы) не суждено было длиться вечно: в 1929 году Элюар привозит Галу в испанский город Кадакес, познакомив там с Сальвадором Дали…
Гала уже тогда увидела зачатки гения и, обронив фразу: “Мой малыш, мы больше никогда не расстанемся!”, ее мужу пришлось уехать во Францию одному.
Отношения этих двух безумцев будут длиться до конца ее дней.
Она была не только его музой, женой и моделью, но и брала на себя роль управления “земными делами”: оплата счетов, поиск покупателей и галерей для выставки работ, ведение переговоров, пиар, управление доходами. Кстати, очень распространено мнение об алчности Галы: она настолько любила звон монеты, что запирала художника в мастерской, чтобы он писал очередную картину, оставляя Дали возможность с головой уйти в творчество.
Их пара была слишком колоритной и непонятной для общества, но возлюбленных не волновало стороннее мнение. Несмотря на свою внешнюю непривлекательность, Гала, сама того не зная, навсегда пленила сердце нерадивого художника, который, к слову, был на десять лет моложе (похоже, что Гала не была полностью лишена материнского инстинкта, однако он распространялся не на отпрыска, а на любимых мужчин).
Сальвадор с детства был баловнем, что впоследствии переросло в нарциссизм. Однако, даже обладая одним из самых “неуживчивых” качеств характера, Дали написал, по меньшей мере, десяток картин с Галой. Он видел в ней себя, он любил ее (а через нее любил себя)
В преддверии Второй Мировой Гала увозит Дали подальше от неспокойной Испании в США, приняв приглашение одной из поклонниц Сальвадора. Ко времени отъезда из Европы, где у Дали уже было имя, а в Америке только предстояло заявить о себе, Галу это не остановило: она обладала недюжинной уверенностью в себе. Хэмптон Менор стал самым продуктивным этапом во всем творчестве Сальвадора Дали.
Поначалу гости вели себя скромно, а потом превратились в “хозяев”, чьи требования вы-полнялись незамедлительно: заходить в мастерскую Дали было запрещено всем, кроме Галы. Белый рояль на лужайке и жеребенок – абсолютная идея фикс, но даже ее исполнили в кратчайший срок. Властному характеру этой женщины невозможно было сопротивляться (такой она была со всеми, кроме своего Дали).
Только на 64 году ее жизни, Гала и Сальвадор Дали обвенчались в маленькой часовне во Франции. Она и тут сумела эпатировать: невеста появилась в часовне в цветастом платье с рубиновым ожерельем, подаренным ей художником.
Время шло, а Гала не молодела. Ее “колодцем вечной юности” (помимо пластических хирургов) стали молодые любовники. Одним из них был Уильям Ротлейн. На 46 лет моложе своей избранницы, он потряс мир своим сходством с молодым Сальвадором. Гала и Уильям были вместе три года, пока тот скоропостижно не скончался от передозировки. Последним ее любовником стал молодой актер Джефф Фенхольт, которого Гала задарила подарками: студия звукозаписи, картины Дали, дом за миллионы долларов.
Гала умерла в 1982 году и была похоронена в часовне замка Пуболь – подарок от ее преданного гения Сальвадора Дали (в котором, к слову, он мог появляться только по письменному согласию). Сальвадор очень болезненно переносил ее смерть: не выходил в свет и перестал рисовать, а через семь лет отправился за ней.
Еще при жизни Дали был создан Фонд “Гала-Сальвадор Дали”, в котором он был председателем вплоть до самой смерти. А также этой паре и творчеству испанского художника было посвящено много выставок. Из недавних: “Dali+Gala. Love&Sex” прошла в Москве в галерее Егора Альтмана с 6 сентября по 15 ноября 2020 год, а вторая, на мой взгляд, наиболее примечательная – это выставка «Гала/Дали/Диор: искусство и мода». О ней я расскажу подробнее.
Как могут быть связаны имена Дали, творившего свои шедевры, исключительно под воздействием психотропных веществ, имевших нелогичный, непоследовательный, одиозный, порой “непереводимый” контекст, и Диора, воспевавшего женственность и элегантность?
Их первое знакомство состоялось в начале 30-х годов, когда Сальвадор, заручившись помощью пробивной Галы, решает сделать себе имя в мировой столице искусства и моды и выставляет свои картины в маленькой галерее Пьера Колля, в которой Кристиан Диор был партнером. Революционные картины Дали, заметно выделявшиеся на фоне остальных, привлекли внимание месье Диора, того самого Диора, носившего классический образ офисного сотрудника: костюмы-двойки с черным галстуком и белоснежным платком в нагрудном кармане. Он стал большим поклонником эпатажного испанского художника, и в 1948 году Сальвадор Дали в интервью New York Post отметил, что «Кристиан Диор был одним из первых в Париже, кто беспокоился о продаже моих непобедимых сюрреалистических картин». Так между ними завязалась дружба, основанная на страсти к красоте, искусству и моде.
12 февраля 1947 года Кристиан Диор создает свою первую революционную кол-лекцию, воспевавшую феминность, элегантность и новый облик женщины середины ХХ века — New Look. Гала, считавшаяся одной из самых влиятельных муз ХХ века, быстро разглядела в стиле Диора возможность усовершенствовать личный гардероб. Поддерживая идеи дизайнера, она стала выходить в свет именно в его нарядах.
Одна из выставок, организованная фондом “Гала-Сальвадор Дали”, под названием “Gala/Dalí/Dior. De arte y moda” (Гала/Дали/Диор: Искусство и мода) проходила в замке Пуболь с 14 марта 2020 года по 6 января 2021 года (в самый разгар пандемии в стране с самыми строгим регламентом). В этом году она призвана осветить отношения между известным кутюрье Кристианом Диором, эксцентричным художником Сальвадором Дали и великой женщиной Галой, которая стояла за ними.
Помимо документальных материалов и картин из архивов Фонда Дали и Дома моды Dior, на выставке присутствуют некоторые наряды Галы, которые ранее не выставлялись в замке: платье Musée du Louvre из коллекции Haute Couture весна-лето 1949 года. Она по-зировала в нем Марвину Конеру в Нью-Йорке в 1950 году. Пальто Saint-Ouen с двумя убранными карманами, и комплект из блузы и длинной кашемировой юбки из Dior Boutique. Однажды в этом образе ее запечатлел Марк Лакруа в Порт-Лигат, а позже в этом же наряде в Пуболе ее рисовал Дали.
Автор: стилист-имиджмейкер Юлия Мелехова