Нужно понимать, что социальное общение проходит несколько этапов:
2–3 года. Дети в этом возрасте начинают контролировать свое поведение физически и устно. Они запрашивает разрешение на какие-либо предметы или действия, участвует в простых групповых занятиях.
3–4 года. Ребенок рассказывает о личном опыте с помощью вербализации. Он выражают идеи и чувства, проявляет недовольство, если его не понимают. Начинается сотрудничество со сверстниками, игры по очереди.
4-5 лет. Это период активного использования языка для социального общения. Слова помогают разрешить спор, выразить просьбы.
5-6 лет. Взаимодействия со сверстниками принимают групповые формы, где распределяются роли и происходит честная игра. Дети задают вопросы, чтобы получить информацию, используют угрозы и обещания.
Для приобретения успешных навыков социального общения, на каждом этапе требуется поддержка взрослых. Родители могут провести с детьми забавные занятия:
-
Научите своего ребенка основным эмоциям. Помогите ему понять по выражению лица, что человек испытывает печаль, гнев, удивление, страх и счастье.
Обсудите различные ситуации и ассоциируйте их с эмоциями. Когда дети становятся внимательными и считывают сигналы других людей, они лучше понимают, что те чувствуют.
Поиграйте со своим ребенком в игры, где нужно делать ходы по очереди и быть честными. При этом используйте социальный язык общения. Например, спросите: «Кто пойдет первым?» и дайте на него ответ.
Научите малыша правильно предлагать и просить еду. Это удобно делать во время перекуса.
Покажите ребенку, как привлечь внимание собеседника, похлопав его по плечу или кликнув по имени.
Организуйте игры с одним или несколькими сверстниками. Это помогает попрактиковаться в приобретенных навыках социального общения в естественной обстановке. Вы сможете оценить, в каких областях ребенку требуется дополнительная поддержка.