Иван Ожогин: сцена – это место моего слова | статьи на kinoreef

В первый день календарной осени свой день рождения отмечает один из самых известных и востребованных артистов мюзиклов, лауреат высших национальных театральных премий «Золотая маска», «Музыкальное сердце театра» и «Золотой софит» – Иван Ожогин. И этот день он проводит на сцене, радуя столичную публику большим сольным концертом в сопровождении симфонического оркестра.

Перед началом концерта мы поздравили Ивана Геннадьевича с юбилеем и взяли у него небольшое интервью. О сыгранных ролях и героях, о публике, конкуренции, новых планах и многом другом – в нашей беседе.

— Иван Геннадьевич, добрый день! С днем рождения Вас! Скажите, пожалуйста, вспоминая все проекты, в которых Вы принимали участие за свою творческую деятельность, какой приходит в голову первым, какой ближе всех?
— «Норд-Ост». Это до сих пор мой самый любимый проект, был и остается. Крутой мюзикл и один из самых лучших проектов среди тех, которые шли в нашей стране.

— А как на Ваш взгляд, что самое приятное и что самое сложное в работе артиста?
— Самое приятное – это работа. И самое сложное тоже работа, подготовка, репетиции, разучивание нового материала. Это интересно и одновременно сложно, потому что часто случается выход из зоны комфорта. Нужно что-то сделать, сотворить, это акт созидания арт-продукта – продукта искусства. И даже если это зависит от тебя одного, нужно выйти из того комфортного устоявшегося мира, в котором ты существуешь, в привычных проектах, песнях, текстах, музыке – приходится выйти и освоить что-то новое.

— А сколько занимает времени подготовка к концерту?
— Всегда сложно высчитать чистое время, которое занимает подготовка к новому концерту. В зависимости от жанра, стиля – в большинстве случаев этот процесс занимает больше одного месяца.

— Вы работаете в масштабных крупных проектах, даете концерты на больших площадках с оркестром и в то же время участвуете в камерных мероприятиях для узкого круга ценителей Вашего творчества, например, в концертах на воде. Перед какой аудиторией сложнее и ответственнее выступать?
— Сложнее и ответственнее перед аудиторией, которая здесь, рядом – практически сидит у тебя на носу и смотрит – малейшее движение, изменение мимики – считываются все твои эмоции. Если это на каком-то удалении, на большой сцене, в большом зале, то ты можешь себе позволить за чем-то спрятаться, и то не всегда, но здесь всё на виду – как на ладони.

— В каких проектах артист может полнее и ярче раскрыться на Ваш взгляд: как исполнитель главной роли в громком театральном проекте или, например, в сольном концерте, где можно поговорить с публикой, поделиться своими мыслями и чувствами, рассказать какую-то свою историю?
— Я думаю, это две стороны одного камня. Можно с разных сторон на камень смотреть: одна сторона – это спектакль, другая сторона – это сольное творчество. И в том, и другом жанре артист себя видит и может попытаться сказать что-то новое. Другие грани артиста могут проявляться с разных сторон: кто-то открывается больше в сольном исполнении разного репертуара, а кто-то ярче «выстреливает» в спектакле – это как паззл, который складывается разными гранями и показывает узоры и рисунки.

— После мероприятий к Вам подходят поклонники, просят фото, автограф. Это продолжение работы или уже нарушение личного пространства?
— Конечно, это продолжение работы. А с другой стороны, есть внутренняя обязанность артиста – выйти и отблагодарить всех, кто пришел. И пожелания у всех разные: кто-то просто хочет сказать добрые слова, кто-то хочет что-то подарить, кто-то сфотографироваться и взять автограф. Для меня это продолжение шоу, спектакля, это как довесок к работе, вынужденный наверно (улыбается). Иногда это приятно, но когда этого слишком много, начинает появляться напряжение, особенно в случаях, когда график очень плотный и нужно куда-то спешить – на самолет, поезд… на другой проект. Чаще зрители это понимают, но иногда я вижу другое и понимаю, что людям все равно – они думают только о себе.

— А где перед началом спектакля заканчивается Иван Ожогин и начинается герой, которого Вы сегодня играете: когда Вы входите в театр, на гриме, когда Вы уже в костюме?
— Это всегда по-разному. Обычно уже с облачением в костюм и погружением в грим – то есть за какое-то время до начала спектакля. Выходить на сцену с «холодным носом» совершенно неприемлемо, поэтому какой-то шлейф нужно приносить с собой.

— Вы нередко играете неположительных героев: Граф фон Кролок в «Бале вампиров», Воланд в «Мастере и Маргарите» — таких персонажей сложнее играть? К положительному лирическому герою зритель расположен изначально, а сложнее сделать так, чтоб зритель полюбил, принял и понял Вашего героя?
— Зрителям часто больше нравятся отрицательные персонажи. Их и играть интереснее, с какой-то стороны можно даже сказать – проще. Такие герои более многогранные и глубокие. Играя зло, мы всё равно стараемся найти оправдание его поступкам, пытаясь понять и донести до зрителя – почему он такой. Когда это удается, выстраивается судьба и история персонажа, и это не может не цеплять зрителя.

— А отличаются ли по отклику, реакции публика в разных городах, например, в Москве и Петербурге?
— Да в одном и том же городе может быть разная публика – сегодня одна, завтра другая. Но мои постоянные зрители ездят за мной, они помогают, «разогревают», подготавливают весь прием (улыбается), за что им отдельный поклон и благодарность.

— Отчасти об этом один из моих следующих вопросов. Жанр мюзикла — очень востребован сейчас и любим зрителями, но артистов, которые работают в нем, не так и много. И зрители часто видят, как одни и те же артисты играют во многих постановках в разных городах. И это чудесно для публики! Но возникает вопрос: кастинги в мюзиклы такие строгие, нужно обладать какими-то невероятными способностями, чтобы туда взяли, и поэтому мало кто их проходит?
— Новые лица появляются. Сейчас, кстати, с певцами стало гораздо интереснее – много ребят, которые действительно здОрово поют. Я прямо чувствую конкуренцию в плане голоса, да. Раньше с этой точки зрения мне было проще, я был один! (смеется). Сейчас наступают на пятки – нужно шевелить локтями и двигаться, чтобы не зачерстветь и не откатиться назад.

— А наличие конкуренции радует или расстраивает?
— Это только радует. «Не бойтесь совершенства, оно недостижимо», — говорил нам Игорь Николаевич Ясулович. Расти, учиться, двигаться вперед. Когда желание учиться пройдет – всё, можно идти на пенсию.

— Известный факт, что для роли Графа в «Бале вампиров» в Германии Вы в рекордные сроки выучили все арии своего персонажа на немецком языке, и это фантастика! А приходилось ли чему-то ещё учиться ради роли?
— Мы учимся чему-то практически к каждому новому проекту. Например, к роли Манкустрапа в «Кошках» я стал танцевать. В ГИТИСе танцевать нас учили, но в этом проекте была настолько сложная хореография для актера, не являющегося профессиональным танцором, что многому нужно было учиться практически с нуля, и это была большая работа над собой.

— Как на Ваш взгляд соотносятся талант и успех?
— Это необязательно сопутствующие вещи, но, конечно, зависимость между ними есть. Талант – это то, что дается каждому человеку при рождении. Если удается развить и применить свой талант, то будет и успех.

— А чего боится артист на сцене? Помимо того, что вдруг может, например, не включиться микрофон.
-Это-то не страшно. Хуже всего выходить на сцену, не зная, что ты будешь делать. Слава Богу, это происходит крайне редко. Ты или забыл текст, или не готов. Искусство выкрутиться из сложной ситуации – это тоже определенный навык.

— А что для Вас сцена?
— Сцена для меня – это место общения с залом, место моего слова, монолога, место, где я могу что-то сказать, что-то донести и чему-то, может быть, научить.

— Есть такое выражение: музыка — это саундтрек жизни. А какая композиция сопровождает Вас?
— «The show must go on».

— Какие планы на сезон 2023/24, что ждет зрителей?
— Собираемся на гастроли в Китай с мюзиклом «Демон Онегина». Пока больше ничего не скажу.

— Какой главный посыл Вашего творчества, чтобы с какими мыслями, чувствами зрители выходили после Ваших концертов?
— Катарсис. Добро, счастье и свет.

Олеся Дмитриева специально для Musecube
Фотографии Наталии Каминской можно увидеть здесь

Добавить комментарий