Вопрос о том, как ГИМ пополняет фонды, звучит очень часто — новой выставкой музей как раз взялся на него ответить. За последние два десятка лет собрание пополнилось почти на 270 тысяч предметов — это результаты археологических экспедиций, вещи, принесенные в дар и купленные у антикваров, переданные по завещаниям… В основную экспозицию попали чуть более двухсот. Хронологические рамки впечатляют — от неолита до ХХ века.
Римаса Туминаса увольняют из Вильнюсского театра, но он остается в Вахтанговском
Вот, например, череп и кость со следами татуировок, напоминающих то ли крестики, то ли цветочки. Казалось бы, первая ассоциация — Африка, туземцы… Но нет, найдены в Ростовской области, датированы III тысячелетием до нашей эры. А в Краснодарском крае обнаружили узорчатую амфору и античные терракотовые статуэтки богинь — предположительно, Персефоны и Деметры. Особое внимание хранители обращают на "праздник археологов" — так при раскопках в комплексе Гнездово Смоленской области назвали средневековый меч, который не только полностью уцелел, но даже сохранил до наших дней обоюдоострую заточку! И исключительное качество оружия, и отделка рассказывают о его обладателе — это был человек, занимавший высокое положение в древнерусском обществе.
Среди самых ценных предметов — чайный сервиз с декором по рисункам росписей Рафаэля в Ватикане. Его изготовили на Императорском фарфоровом заводе по заказу императора Александра II и даже выставляли в 1862 году на Всемирной выставке произведений искусства и промышленности в Лондоне. Не занимать изящества и серебряной скрыне, которая принадлежала Петру I. Эта чаша — экспонат сам по себе редкий, а в музейных собраниях вообще практически не встречается.
Предметы, созданные иностранными мастерами, занимают отдельное место. Внимание привлекает столик для рукоделия рубежа XVI-XVII веков из Западной Европы — единственный в России. А еще — французское платье из шелка XVII века. Кураторы объясняют: "Шелк очень хрупкий материал, а это платье не раз носилось его владелицей. При этом оно в прекрасной сохранности, что большая редкость".
Ширма, расписанная Иваном Билибиным, мебель, выполненная по проекту Аполлинария Васнецова — новые грани известных художников. Кстати, про художников — одним из последних поступлений в фонды стал портрет цесаревича Александра Александровича — единственная известная работа Ивана Извекова. А вот портрет офицера Максимова кисти Юрия Репина, сына знаменитого живописца.
Новые экспонаты вписали в постоянную экспозицию, а чтобы их могли распознать, поместили в красные витрины
А ХХ век представлены, пожалуй, одними из самых любопытных экспонатов — личными вещами исторических деятелей. В витринах — портфель Колчака, пальто и сумочка Александры Коллонтай, накидка и шляпа Никиты Хрущева. В обновленном виде основная экспозиция ГИМа будет встречать посетителей до 3 октября.
Прямая речь
Алексей Левыкин, директор Государственного исторического музея:
— Открытие этой выставки для нас значимое событие — это наглядная работа двадцати лет музея и его сотрудников. "Выбор времени" — необычная экспозиция, она устроена очень интересно, не так, как все привыкли видеть. Показывая часть поступлений в пространстве постоянной экспозиции, мы акцентируем внимание на том, что музей не застыл на месте, а продолжает развиваться. Меня часто спрашивают — как ГИМ комплектует фонды и использует уникальные памятники? Все ответы здесь. Этот проект мы открываем в непростое время, но я бы хотел напомнить, что музей, а особенно Исторический музей, — пространство диалога для людей с самыми разными взглядами. Поэтому наша позиция — не останавливать работу, а наоборот, активизировать, создавая новые выставки и проекты.