Большой зал Петербургской филармонии 23 мая впервые принимал на своей сцене польского контртенора Якуба Орлинского и пианиста Михала Беля. Пылящаяся на полках барочная музыка несколько лет назад обрела внезапную популярность. Симпатичный молодой человек, в свободное время танцующий брейкданс, в кроссовках и модных клетчатых рубашках, исполняющий Генделя и Перселла, снискал большую популярность в интернете и, вследствие этого, в офлайне.
Широко известный в узких кругах Якуб Юзеф Орлинский посредством социальных сетей превратился, с легкой руки журналиста из The Times, в звезду барок-н-ролла (baroque’n’roll star). Обладатель самого высокого голоса среди мужчин невероятно трудоспособен. Сам он неустанно повторяет из интервью в интервью, что репетирует на гастролях по нескольку часов в день и утверждает, что при должных усилиях петь так как он, сможет любой человек. Здесь артист, должно быть, лукавит, но кто знает, ведь никто так и не проверял. Вирусное видео, принесшую мгновенную славу певцу, было сделано в 2017 году на фестивале во Франции. Из-за накладки в организации, Якуб вышел к публике петь арию из оперы Вивальди в мятой рубашке и кедах. Видео набрало несколько миллионов просмотров, а поклонники оперы обнаружили, что исполнять классический репертуар можно без строгого костюма с галстуком и ни смысл, ни характер исполнения от этого нисколько не пострадают.
Выступление в Петербурге для артиста – первое, тем более высоко его оценили местные меломаны. В Россию он приезжали лишь однажды, выступал только в зале Зарядье в Москве с оркестром. Этот концерт проходил в более камерной и интимной обстановке – на сцене был лишь Якуб и его друг – пианист Михал. Помимо прекрасного творческого тандема в профессиональном плане, было очень интересно наблюдать за взаимодействием между ними. Идеально владея инструментом, пианист как бы «управлял» певцом, оформляя аранжировки на композиции в авторской манере исполнения. Именно Михал руководил процессом исполнения, заставляя, конечно, намеренно и отрепетировано, картинно его «слушаться». На ряду с барочными композициями Генделя и Перселла, в российскую программу Орлинский и Бель включили несколько произведений польских композиторов: четыре шекспировских сонета Тадеуша Бэрда и «Осень» Павла Лукашевского.
Нужно отдать должное и петербургской публике, когда нужно, зал крайне хорошо старается. На концерте Якуба ни один телефон не зазвонил не вовремя, ни одни аплодисменты не прозвучали ни к месту. На бис певца и пианиста вызывали столько раз, что концерт задержали на добрых сорок минут. После каждого дополнительного номера из зала громогласно звучали ликующие овации, непрекращающиеся по нескольку минут. Сперва слушатели не переставая вставали со своих мест, а после и вовсе перестали садиться. Такой теплый прием безусловно нашел отклик у Якуба и он, конечно, обещал вернуться вновь. Что же, ждем новых анонсов и грандиозных премьер на больших сценах.
Яна Квятковская специально для Musecube
Фотографии Станислава Левшина