«Хаббл» запечатлел первую подтверждённую межзвёздную комету 2I/Borisov (C/2019 Q4 (Борисова))

Космический телескоп “Хаббл” предоставил астрономам самую лучшую на сегодняшний день возможность исследовать нашего межзвёздного гостя – комету 2I/Borisov или, как её именовали предварительно C/2019 Q4 (Борисова). Скорость и траектория движения этого объекта указывают на то, что он пришёл к нам из-за пределов Солнечной системы.

Изображение, представленное здесь, было получено космическим телескопом 12 октября 2019 года. Оно является самым чётким снимком этой кометы на сегодняшний день. Камера “Хаббла” сумела разрешить центральную концентрацию пыли вокруг ядра, хотя, само ядро слишком мало даже для такого телескопа.

Комета 2I/Borisov является вторым известным межзвёздным объектом, который прошёл через Солнечную систему. В 2017 году был идентифицирован первый межзвёздный путешественник – объект, официально названный Oumuamua (Оумуамуа). Он пролетел в пределах 38 миллионов километров от Солнца, прежде чем вылететь из Солнечной системы.

Это покадровая анимация показывает семь часов наблюдений космического телескопа “Хаббл” за кометой 2I/Borisov. Чтобы сфотографировать комету, телескопу приходится следить за ней, как фотографу, который пытается запечатлеть машину на гонках. Именно из-за этого на кадрах появляются штрихи, которые являются фоновыми звёздами. Также здесь видно так, как поле зрения пересекает искусственный спутник. Источник: NASA, ESA and J. DePasquale (STScI)

“В то время как Оумуамуа казался просто космическим камнем, объект 2I/Borisov действительно активен и поэтому больше похож на обычную комету. Для нас пока является загадкой, почему эти два космических тела так отличаются”, – Дэвид Джевитт из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA), руководитель команды астрономов, наблюдавших комету с помощью “Хаббла”.

Так как эта комета является межзвёздной, то есть, рождённой не в нашей Солнечной системе, она хранит в себе бесценную информацию о химическом составе, структуре и характеристикам пыли планетарных строительных блоков, образованных в чужой нам звёздной системе давным-давно и очень далеко.

“Хотя другая звёздная система может сильно отличаться от нашей, тот факт, что свойства кометы очень похожи на свойства строительных блоков Солнечной системы, является очень примечательным”, – Амайя Моро-Мартин из Института исследования космоса с помощью космического телескопа в Балтиморе.

“Хаббл” сфотографировал комету, когда она была на расстоянии 416 миллионов километров от Земли. Она приближается к Солнцу и совершит свой самый близкий к нему подход 7 декабря 2019 года. В тот день комета 2I/Borisov будет находиться на расстоянии от Солнца в два раза большем, чем Земля.

Комета движется мимо Солнца по гиперболической траектории и в настоящее время несётся с невероятной скоростью, равной 176000 километров в час.

В середине 2020 года комета пролетит мимо Юпитера на расстоянии 800 миллионов километров, и это будет уже на пути обратно в межзвёздное пространство. А уже там комета будет дрейфовать в течение неисчислимых миллионов лет, прежде чем достигнет другой звёздной системы.

Астроном-любитель Геннадий Борисов из Крыма открыл комету 2I/Borisov 30 августа 2019 года. После недели наблюдений, проведённой другими астрономами-любителями и профессионалами со всего мира, Центр малых планет Международного астрономического союза и Центр изучения околоземных объектов в Лаборатории реактивного движения вычислили траекторию движения кометы, которая подтверждает, что она пришла из межзвёздного пространства.

До сих пор все кометы, которые были занесены в каталоги, были рождены либо в кольце ледяных обломков на периферии нашей Солнечной системы, называемым поясом Койпера, либо в гипотетическом облаке Оорта – оболочке из комет на расстоянии примерно одного светового года от Солнца, определяющей характер окраин нашей Солнечной системы.

По словам исследователей, 2I/Borisov и Оумуамуа являются лишь началом в череде открытий межзвёздных объектов, совершающих краткий визит в Солнечную систему. Согласно одному отчёту, в любой момент времени здесь в нашей Системе присутствуют тысячи таких нарушителей, хотя большинство из них слишком тусклые, чтобы их можно было обнаружить с помощью современных телескопов.

Наблюдения “Хаббла” и других телескопов показали, что кольца и оболочки из ледяного мусора окружают молодые звёзды, у которых происходит формирование планет. Гравитационная игра между этими кометоподобными телами или планетами, вращающимися вокруг других звёзд, может отбросить объекты оболочек глубоко в космос, где они движутся среди звёзд. Будущие наблюдения “Хаббла” за кометой 2I/Borisov запланированы на январь 2020 года.

“Новые кометы всегда непредсказуемый. Иногда они внезапно увеличивают светимость или даже начинают распадаться, когда впервые подвергаются воздействию сильного солнечного тепла. “Хаббл” готов отслеживать всё, что будет происходит дальше с этим объектом”, – Макс Мутчлер, ещё один исследователь из наблюдательной группы.

По информации НАСА.