Впервые Guru Groove Foundation я услышал много лет назад. Дело было осенью 2010 года в одном из московских клубов на фестивале «Lady In Jazz». Спустя двенадцать лет день в день я снова на концерте GGF. 16 октября 2022 года они выступают на главной сцене Джаз-клуба Алексея Козлова. И там джаз, и тут джаз. Символично….
«Мы громкие! – провозглашает солистка Татьяна Шаманина. – Говорите, если захочется потише!» Но это не та музыка, которую можно слушать шопотом. Обещанный афишей электро-акустический «Re:Cover» не случился, со сцены звучит классическое электричество.
Помимо Шаманиной на сцене создатель и вдохновитель коллектива Егор Шаманин (саксофон), Салман Абуев (труба), Александр Кульков (ударные), Геннадий Лагутин (акустическая гитара, программинг, вокал) и Артём Садовников (бас).
GGF смешивают в своём творчестве breakbeat c acid jazz, элементами funk, house, а также lounge, производя ни на что непохожий продукт. Не ожидая, что подобное возможно в России, многие до сих пор не знают, как его употреблять: вовнутрь или наружно. Спустя 13 лет существования ничего сравнимого у нас как не было, так и нет. Годы идут, а их музыка невольно заставляет зал двигаться в ритме GGF. Даже не слишком привычные к таким ритмам посетители весьма респектабельного Клуба Алексея Козлова изменяют своим привычкам, превратив пространство перед сценой и проходы в импровизированный танцпол. Неожиданные сбивки выхватывают слушателя из состояния концертного аффекта, возвращая на мгновение в реальность.
Много лет назад Татьяна Шаманина – это тяжёлый make up, сталь в голосе, секс в движениях, огонь в глазах. Сейчас – всё также, но, в тоже время и по-другому. Чуть меньше резкости, движения более пластичны и даже, по-домашнему женственны, но, при этом, никуда не делся пульсирующий драйв, многозвучие и многоцветие. Музыка GGF основана на нерве и смене равномерных и рваных ритмов, драйве прямой бочки драммера и почти полном отсутствии синкоп. Музыкальная полиспектральность базируется на жирном электронно-синтетическом звуке, а мелодию надо ловить, выуживая гармонии из водоворота серий брэйк-битов и наложений сэмплов.
В этом и есть изюминка: музыка GGF – далеко не чисто танцевальная, в ней столько всего намешано, что этот безумный микс даже завсегдатаям dance-party не позволит под него тупо дёргаться в лучах прожекторов.
По меньшей мере половина концерта – композиции с дебютного альбома коллектива. Shine, Me Baby, Game, Moscow…. Такие знакомые и родные… По признанию самих музыкантов, некоторые из них не исполнялись давным-давно. В неизменности сохранилась ритмика и настрой, но приобретены сок и плоть. Впервые заметное изменение в звучании группы наметилось всё в том же судьбоносном 2011 году, когда музыка коллектива стала более минималистична и электронна. Но, как известно, дьявол кроется в деталях: сбивки, брейк-таймы, подзвучки и отзвуки. Впрочем, с помощью программинга решается отнюдь не всё. В том-то и фишка, в том-то и смысл: музыка GGF хоть и электронная, но при этом живая. Идеальная слаженность и невидимая паутина тонкого понимания рождаются на грани с замороченностью. Инструментальные партии лаконичны, но никто не перетягивает одеяло на себя, тем самым обеспечивается сбалансированность и сохранность общей стилистики звучания.
Феерия концерта приводит зал в неистовство. Так поёт любящая женщина любимому мужчине. До изнеможения, до предела, до трещин в барабанных перепонках.
Как можно описать такое словами?! Надо просто ходить на концерты, нырять в музыкальный омут с головой, забывая обо всём вокруг, оставляя проблемы за стенами клуба, и будет и вам, и нам, и музыкантам счастье, которое, оказывается, так близко.
Андрей Ордальонов, специально для MUSECUBE
Материал проиллюстрирован фотографиями автора