23 сентября в московском «PIPL CLUB» и 24 сентября в питерском Творческом пространстве «Смола Холл» группа «Летная Школа» после четырехлетнего молчания представит новый альбом под названием «Гоу Хоум». Надо сказать, что он получился очень литературным и воспринимается, как одиссея лирического героя. Вечный сюжет. Перед презентациями мы послушали альбом и в подробностях расспросили фронтмэна и автора песен группы Дмитрия Вагина о релизе.
Цитата:
Милые мои бесятки, давайте лучше дружить
Играть в догонялки, можно и в прятки
Только чур не кружить
Мы весело задирали юбки
Жрали осенний сплин, буянили по весне
Мы могли бы дружить, ублюдки
Но вам надо кланяться сатане
Дим, давай пройдемся по песням. В альбоме есть свой Рай, свое Чистилище, местом которого назначена Электросталь, свой ад в песне «Бесятки». «Бесятки» песня о наших внутренних демонах или о людях, которые сеют раздор между нами?
Я допускаю, конечно, все индивидуальные трактовки, но совершенно не согласен, что «Бесятки» – это ад. «Бесятки» – это песня о тотальном принятии, прощении и любви, о возможности брать на себя ответственность за то, от чего в пору отказаться, за право выбрать между любовью и ненавистью.
Цитата:
Брось шаблоновые клочки
Через форточку на февраль
После смерти плохие девочки
Попадают в Электросталь
Почему Электросталь? Ты понимаешь, что это – хит, и теперь город навсегда увековечен тобой, как увековечены Ерофеевым Петушки?
«Электросталь» – песня не про смерть, а про жизнь. Мне в Электростали было как в мифической Флориде – тепло, ярко, живо. Я там много квартирников играл. Электростальская тусовка – яркий пример того, что рай – это взаимоотношения, а не окружающая среда.
Цитата:
Вот я ни юн и ни стар, мой вечерний ньюз-бар
Говорит, что война – не позор, а товар
У прилавка кровавая давка красивых идей
И я играю вам с краю в одной из очередей
Оттого ли, мама, что я рос как трава
У меня соломою полна голова
Оттого ли, папа, что игра стоит свеч
Знает бодрый прапор, как солому поджечь
Песня «Солома», увы, как никогда актуальна. Нет опасения что некоторые ревнители скреп могут приравнять ее к запрещенным ныне высказываниям?
Я же сам ревнитель скреп. Если опасаться, что тебя неправильно поймут, то стоит ли писать. Вряд ли в истории России можно найти время, когда каждый гражданин мог чувствовать себя свободным и защищенным от спонтанного проявления комиссарской диктатуры.
Цитата:
Вылетел из дома маленький принц
На стайке синиц, им нету границ
Буквою о том, как нам потом
Рвать догмы страниц
В сети гуляет информация, что твой «Маленький принц» написан по мотивам одноименной песни Летова? Вы оба из Омска. Можно ли назвать эту песню ностальгией по покинутому отчему дому?
Да, можно, наверное. Можно и не называть. И Летов, и Экзюпери – это история про меня семнадцатилетнего. История про выстраивание и обретение своих границ, которые в конце концов неизбежно придется разрушить. Это как тот первый год, который ты идешь отмечать с друзьями после семейного застолья.
Почему в альбоме не обозначено, что песня написана по мотивам песни «Гражданской Обороны»?
Потому что у Летова он уже возвращается. А у нас в альбоме – только в начале пути.
Ты смотрел фильм «Бык»? Там последние кадры фильма фрагмент знаменитой прощальной речи Ельцина. У тебя альбом начинается с трека, куда вставлены фрагменты речи политиков, в частности опять же нашего первого президента. С чем это связано?
Там всего два голоса: Ельцин и Петросян, т.е. политик всего один – Ельцин со своей прощальной речью 31 декабря 1999 года. Остальное – звуки, начала 2000-х. Начало 21 века – начало моей долгой прекрасной молодости.
Можно ли сказать, что альбом «Гоу хоум» о подступающем кризисе среднего возраста и несбывшихся мечтах?
Честно говоря, с точностью до наоборот. Это альбом благодарности. Ни про какой кризис среднего возраста я пока не понял. Может быть, это подведение итогов переходного периода. Да и вообще не очень думал. Просто, как акын, записал, что видел.
В чем принципиальное отличие нового альбома от дебютного?
У дебютного альбома была строгая задача удержаться в рамках пауэр-трио. То есть того состава, которым мы играли в маленьких анархических барах. Кстати, эта задача не была выполнена, потому что в песне «Шаман» мы вышли в такой джем со всеми друзьями-музыкантами, которые знали Мишу Шамана, которому посвящена эта песня. В альбоме «Гоу хоум» мы не ставили никаких специальных ограничений.
Почему альбом российского поэта назван по-английски?
Буквы-то русские…
Некоторые слушатели альбома могут обвинить тебя в подражании нашим классикам. «Шлюх-рок» очень напоминает Шевчука уфимского периода, заглавная песня альбома – Макаревича, в других композициях слышатся нотки «Зверей» и «Города 312». Согласен ли ты, что такая критика уместна и переклички с названными мной музыкантами в твоих песнях имеются?
Я не очень понимаю, где место этой критике? Поскольку я этого места не очерчивал, не могу ответить на этот вопрос. Перекликался ли я конкретно с этими музыкантами – нет. А то, что группа «Летная школа» занимается русским роком, так, наверное, не в вакууме. В целом, я наверно был бы рад какому-то серьезному культурологическому анализу на предмет вторичности.
Как ты пишешь песни, это изначально стихи, положенные на музыку или специально написанные для исполнения тексты? Ведет ли тебя текст за собой? Знаешь ли ты сразу что будет в песне, с чего она начнется и чем закончится?
Песни – это прямое следствие моей жизни. Когда что-то случается со мной или я делаю что-то, чего никогда не делал, песня появляется в одно мгновение, сразу, здесь и сейчас. А подобрать выразительные средства, музыку, слова – это уже дело десятое.
Почему некоторые хиты Димы Вагина так и не обрели электрического звучания в рамках «Летной школы»?
Потому что «Летная школа» – другой проект, другая музыка. Хотя относительно некоторых песен я не теряю надежды.
Что означает змей хватающий себя за горло на обложке альбома? Причем тут восточные мотивы?
Никаких восточных мотивов. Уроборос, который душит себя вместо того, чтобы пожирать – это символ той вечности, которая находится под угрозой, символ, того неправильного понимания свободы, которое может привести к фатальным последствиям.
Чего бы ты хотел пожелать слушателям альбома?
Конечно, я хотел бы пожелать слушателям почувствовать себя. Если удастся, как-то обозначить эти чувства словами. Я постарался задать в этом альбоме некоторое количество вопросов и формулировок, с которыми можно взаимодействовать в этом процессе. А еще желаю слушателям просто потанцевать.
Беседовал Павел Быков, специально для MUSECUBE