В России не так уж часто можно услышать эмбиент вживую. Большинство музыкантов, работающих в этом стиле, живут на западе (достаточно назвать Брайана Ино), и практически вся история развития эмбиента принадлежит им, хотя первый в мире эмбиент-инструмент тенменвокс был сконструирован отечественным инженером Львом Терменом и даже с начала XX века наши классики – Д.Д. Шостакович, А.Н. Скрябин, С.В. Рахманинов, С.И. Танеев – стремились подчеркнуть обертоны в звуке, выражая музыкой самые тонкие и размытые в глубине подсознания мотивы. Огромную роль в формировании русского эмбиента сыграли композиторы Э.Н. Артемьев, писавший музыку для кино на уникальном синтезаторе АНС, С.А. Губайдулина, В.И. Мартынов, А.Г. Шнитке, которые сумели отобразить в музыкальной форме свои глубокие фантастические творческие замыслы.
Многогранные изобразительные электрозвуковые эксперименты актуальны и сейчас. В наши дни большую роль в области эмбиент-музыки играет Ольга Глазова, известная популяризацией и развитием техники игры на гуслях, а в последнее время ещё и на арфе. К новому для себя стилю она пришла недавно – с началом сотрудничества с импровизационным дуэтом “Samoilovoi”. 3 февраля с одним из участников проекта Русланом Собининым (электрогитара, эффекты) Ольга выступила в питерском Планетарии №1 – самом большом планетарии мира.
Казалось бы, звучание такой музыки исключает возможность привлечения народных инструментов. Но для Ольги нет невозможного. Она легко внедрила в свою эмбиент-программу и 30-струнные гусли (причём иногда подготовленные), и леверсную арфу.
Невероятной красоты проекции на огромном 37-метровом куполе Планетария нашли идеальное сочетание с космической музыкой Ольги Глазовой и Руслана Собинина.
Два часа музыканты управляли Вселенной: движение звёзд, рождение планет и галактик, перемещение астероидов и метеоритов – всё возникало из богатства музыкальных звуков. Завораживающее аудиовизуальное действо было способно по-настоящему вывести нас в космическое пространство. Помимо инструментальной музыки и электронных эффектов, удивительной особенностью концерта стало звучание голоса Ольги Глазовой – трогательного, нежного и чистого, но в то же время необычайно сильного и красивого. Несмотря на то, что песен в этот раз было мало («Отпускаю тебя», «Воспоминания», «Зима», «Земля» и, конечно же, “Faniar” («Облачко»)), её вокал был незаменим и в инструментальных композициях.
Возвышенный, тонкий мелодизм, насыщенный звуковыми экспериментами и импровизацией, раскрывает драматичную, таинственную суть творчества Ольги Глазовой при поддержке Руслана Собинина. Сдержанность и выразительность их вокально-инструментальных тем оказались способны погрузить слушателей в транс и вызвать в них нечто сакральное, неземное. Плавное преображение звуков и мелодий создали по-настоящему космическую музыку, которая и должна звучать в Планетарии.
Анастасия Видмайер специально для Musecube
Фотографии Сергея Спиридонова смотрите здесь