“Еще по одной” либо датский взор на… | статьи на kinoreef

12 ноября в русский прокат вышел кинофильм Томаса Винтерберга «Еще по одной» – отдельная благодарность прокатчику Capella Film за частицу Дании в противовес нескончаемому Голливуду и устоявшимся титанам евро кино. А не прошло и недельки, как сделалось понятно, что «Еще по одной» официально присоединился к гонке за Оскар.

Стоит уточнить, пусть оригинальное заглавие «Druk» и не дает государственной локализацией, зато конкретизирует: пойдет речь не попросту о бурном веселье, а конкретно о состоянии опьянения. Если вы уже читали анонс либо тем более успели поглядеть 1-ые показы, сможете смело листать к последующему абзацу, а для других все таки поясним:

Жил-был норвежский ученый Финн Скэрдеруд, и выдвинул он как-то теорию, что от рождения человеку для счастья не хватает ровно 0,5 промилле. А в примыкающей Дании четыре компаньонов – зауряднейших школьных учителей – решили, что жизнь опосля сорока в один момент стала скучна и монотонна: супруги в работе и детях, малыши в телефонах, а в школе – те же самые малыши, у каких единственное желание, чтоб учителя оставили их в покое. Сама профессия тоже к служебным успехам и каждодневной эйфории не располагает. И вот как бы все отлично, все как у всех, но чего-то очевидно не хватает. Может быть, этих самых 0,5 промилле? Как понятно, где 0,5, там и… еще по одной.

Датское кино, такое… датское. Но не в пример Йенсену либо Триеру, работы Винтерберга намного поближе среднему европейскому зрителю. Одним из самых звучных интернациональных фурроров режиссера безусловн стала «Охота» (2012). Драма о обществе. Силе слова и силе толпы против 1-го человека. Самого обыденного. Которого вы видите в зеркале по утрам, с которым здороваетесь кивком головы, случаем повстречав на улице, с которым сможете зайти в бар пропустить бокал-другой и обсудить самую обыденную жизнь и самую обыденную работу. Психологизм, препарирование социума и разноплановый конец. В новейшей работе Винтерберга герои во главе с режиссером с головой ныряют в соц опыт. И пусть зрителям предстоит комедия и много хохота (не говоря о том, какими рукоплесканиями на премьере публика награждала каждое упоминание россии – как ни грустно, но куда без нее в кинофильме, пропитанном спиртными парами…), обманываться не стоит. Во-1-х, датчане остаются верны для себя, а «Адамовы яблоки» либо «Мужчины и куры» они тоже называют сиим жанром, ну и Триер собственный «Дом, который выстроил Джек» тоже возводил комедией. Правда божественной, но это уже иная история. А во-2-х… это Винтерберг и это жизнь. Где в прекрасном чистом кадре обязательно найдется пространство драме.

Но вопросцы к подаче материала неминуемы. На актерские работы Ларсена, Ранте, Милла и Миккельсена ни у 1-го критика рука не поднимется, наиболее того, на международном кинофестивале в Сан-Себастьяне наш квартет уже успел отхватить «наилучшего актера» – 1-го на четырех. Но все таки… удивительно выставлять такую претензию синематографу, но очень уж сказочным вышел кинофильм. Кое-где естественным, кое-где по-детски доверчивым, и так шаг за шагом скрадывается чувство той правды, которая принудила бы тебя от всей души сопереживать экрану. И охото или большей прозы, продуманности, или чего-то от кинофильмов Андерса Йенсена, доводящего и драму, и комедию местами до бреда, где физике настоящего мира просто не остается места.

Ну, по последней мере за крайним не застоится: уже в феврале мы увидим новейших Йенсеновских «Рыцарей справедливости», и здесь самое пространство вставить шуточку про Безрукова, ведь вновь не обойдется без Мадса Миккельсена!

Но в противовес таковой точке зрения можно отметить, что конкретно простота, бесхитростность формы стали залогом доступности содержания и интернационального фуррора картины. Ведь довольно прочитать аннотацию к кинофильму и станет ясно, к чему все идет. Заигрывания с алкоголем – кривая дорожка. И не только лишь поэтому, что опосля n-ного бокала ноги начинают заплетаться, в очах двоится и даже широкий проспект угрожает завязаться узлом. Четверка основных героев в выполнении Томаса Бо Ларсена, Ларса Ранте, Магнуса Милла и Мадса Миккельсена (ремарка со страничек учебника датского: на самом деле эта злосчастная «д» не читается; и если вдруг доведется столкнуться с Миккельсеном, у вас есть шанс приятно изумить его сиим познанием) раскачивает градусами обыденную жизнь, и, чудилось бы таковая раскладная и обычная картина в один момент рушится как карточный домик.

Алкоголь называют злом, поэтому что под его действием человек перестает надзирать себя. Но если пошевелить мозгами, как мы контролируем свою жизнь? Кто из нас стопроцентно понимает себя и свои деяния? Ты помнишь каждую секунду, предшествовавшую тому, как застыл с телефоном в руках у витрины кофейни? Все мысли, с которыми ты уже минут 5 сидишь над открытым вордовским файлом, в каком нужно написать отчет? Мы все встаем по утрам, одеваемся, завтракаем, куда-то идем и откуда-то возвращаемся. Совершаем ежеминутно сотки микро-действий и беспрестанно о кое-чем размышляем. Но… все таки в матрице повседневности случаются мелкие проблески. Неуж-то никто не приходил на работу либо учебу на час ранее, просто из-за того, что пробудился, а далее действовал на автопилоте? Не дергался «а не запамятовал ли я запереть дверь?» либо в наиболее современном варианте «не запамятовал ли я бросить в сумку power-bank?» В один момент не замирал, озаренный идеей «Что я тут делаю?»

И Винтерберг указывает нам срез действительности. Небольшой кусок мирового пирога в вакууме маленького датского города. Большая часть экранного времени отведена герою Миккельсена – Мартину, учителю истории. Ученики в школе его не внимают, собственные малыши с ним толком не говорят, а супруга работает в ночные смены, и видятся они час в день за завтраком/ужином – кому как. Дай Бог с делами семейными разобраться, какие уж здесь нежности и высочайшие дела. А еще ему за 40, он давным-давно забросил джаз-балет и уже совсем не тот пылкий парень «со взглядом пылающим», за которого она выходила замуж. Так. Зато у него есть трое близких компаньонов, готовых поддержать друга и одна сумасшедшая затея (поэтому что нечего человеку в шаге от депрессии говорить про чудесные 0,5!). И оказывается, стоит хлебнуть перед началом урока водки в школьном туалете, как мир заиграет новенькими красками! Но, издавна понятно, бесконечность – не предел, а тем наиболее какие-то пол-промилле, ведь если теория норвежца сработала, то для чистоты опыта необходимо и единичку, а то и двойку проверить, вдруг конкретно они вознесут тебя на Олимп либо в нашем случае в Вальхаллу? И все отлично, но ровно до той секунды, пока не перевоплотился в плохо.

В один прекрасный момент днем любой из героев пробуждается с похмельем, а вокруг – только осколки. Хрупкий мирок, державшийся на повседневности, сошел с рельс, стоило его хорошо расшатать. Это опыт, который остается принять, никто из их не остается прежним, но далее предстоит создать выбор: можно смириться с произошедшим и выстроить из обломков что-то новое, уйти в нескончаемый отрыв – in vino veritas, как молвят, либо, понять, что пустоту, которую ты пробовал залить алкоголем, не превозмочь, и дезертировать из жизни. Конец для головного героя остается открытым, но основное – перед ним остаются способности. И надежда. Наиболее того, неприметно даже для самого себя он преодолевает стадии философско-теологической теории Кьеркегора – не случаем этот философ упоминается в кинофильме. Мартин делает шаг от мещанина (Spidsborgeren) к эстетику (Æstetikeren), который отыскивает смысл в наслаждениях и свободе, отчаянно убегая от собственного «я» и пытаясь стать кем-то иным. В конце мы лицезреем уже этика (Etikeren), жаждущего отыскать баланс меж наслаждением от жизни и ее морально-нравственным строем и вновь обрести себя. Крайний шаг остается за кадром, мы не знаем, чем завершится полет героя…

Но, по Кьеркегору, последующая ступень – это человек религии (den Religiøse).

Таковая вот комедия. И действие разворачивается на фоне школы, вчерашних деток и завтрашних выпускников. Кто-то приходит, а кто-то уходит. Это ли не малая модель нашей действительности со всеми ее радостями и тревогами? И сначала, и в конце «Еще по одной» торжествует жизнь. Под пение, гул бутылок и бокалов уже не малыши начинают путь во взрослый мир.

Во время съемок катастрофически погибла дочь Винтерберга Ида, и кинофильм посвящен конкретно ей. Он стал гимном жизни, которая невзирая ни на что не завершается. И как бы все отлично. Жизнь длится. Но почему-либо охото или испить, или всплакнуть.

What a life, what a night,
What a beautiful, beautiful ride.
Don’t know where I’m in five but I’m young and alive,
F*ck what they are saying, what a life!

Варвара Трошагина специально для Musecube
Фото создателя

Добавить комментарий