Но вот легенда сегоднящая — Елизавета Глинка, доктор Лиза. Она погибла четыре года вспять, ее имя присвоено поликлиникам и школам, о ней снято три документальных кинофильма. Сейчас — игровой кинофильм Оксаны Карас с Чулпан Хаматовой в большей роли.
Кинофильм "Аванпост" Егора Баранова выйдет в формате телесериала на ТВ
Это не «байопик», идущий по вехам судьбы. Взят один денек жизни, но он вместил в себя все невзгоды, сопутствующие такому непонятному человеку, которому крайне необходимо созодать людям добро. Созодать бескорыстно, беря на себя пучину морок — велениями души, которые не любому понятны.
«Не любому понятны» — тут корешки конфликта, омрачавшего всю работу доктора Лизы. Из-за этого ее жизнь была непрерывной борьбой с подозрительностью, с грудой наскоро принятых законов, которые лишают доктора его головного права — помогать страждущим даже на краю погибели. «Есть случаи, когда нереально спасти малыша, не нарушив закон» — фраза, брошенная героем Константина Хабенского, — главная: из-за данной правды пылает сыр-бор и в кинофильме и в жизни. И хотя кино о определенной личности, но в целом — о том, чего же у нас стоит добру добро.
Избранный денек кажется рутинным, но изумляет волей, энергией и выдержкой героини. Как постоянно, она разрывается меж телефоном, умирающим от рака ребенком, паникующими родителями, голодными бомжами, для которых она — крайняя опора, каким-то Геной, свихнувшимся на почве борьбы с мировым злом, и еще массой дел, от которых зависят людские жизни.
Чуть зритель успеет удивиться тому, что ее на все хватает, как нагрянет патовая ситуация, из которой нет законного выхода. Умирающий ребенок орет от боли, нужен морфин, его нет в аптеках, а время не терпит, и героиня идет на кражу — либо, скажем, заимствование снадобья у коллеги из поликлиники. Но некоторые высочайшие круги недовольны очень активной правозащитницей и желают применять инцидент, чтоб ее спрятать навечно.
Арест поручают майору правоохранительных органов Колесову, и тот волей-неволей чувствует высоковольтное напряжение жизни Глинки. Ей некогда отвлечься даже на самозащиту от закона-беззакония, а человечьим неудачам нужна мужская сила. Предстоящее просто предвидеть, но это не просчет, а достоинство сценария. Оттаивание Колесова от глубочайшей служебной заморозки становится принципиальным сюжетом — чуть ли не наиболее напряженным, чем перипетии рядового денька героини. История доктора Лизы становится повестью о заразительности добра. О том, как сама встреча с ним пробуждает в человеке такое полузабытое чувство, как совесть.
Сценаристы Алексей Илюшкин, Наталья Кудряшова, Оксана Карас и Алена Санько работали по традиционной схеме, выработанной самыми успешными фильмами всех времен: они сделали новейшую «повесть о реальном человеке», отталкиваясь от настоящей судьбы, но не претендуя на буквалистское чтение биографии. Имея в виду высоты духа, о которых героиня и не задумывалась — просто производила их на практике.
На этом пути естественно образовался и весь букет жанров нашей пестрой жизни — и мелодрама, и катастрофа, и триллер, и детектив. Если б в природе не было таковой Елизаветы Глинки, сюжет кинофильма был бы сказкой о новеньком Айболите, погруженной в антураж современной Москвы и адресованной взрослым. Либо новеньким житием святой, умеющей лечить наложением рук. Но Глинка была с нами, ее «Справедливая помощь» удачно работала, получала знаки официального признания. И этот настоящий опыт делает сказку бывальшиной, умножает приверженцев и последователей, он сам по для себя целебен для общества.
Возникла новенькая дата проката кинофильма Алексея Учителя "Цой"
Оксана Карас сняла кинофильм приблизительно так, как доктор Лиза делала свое дело: собрав единомышленников и спрятав личные амбиции в далекий кармашек. Сошлась команда высококлассных актеров, для всякого — это видно на дисплее — тема кинофильма кровоточила, история героини переворачивала душу. Чулпан Хаматова, для которой благотворительность в пользу малышей — дело близкое и личное, не перевоплотилась, а воплотилась в Глинку, стала ею. Константин Хабенский в роли ее коллеги, Андрей Бурковский в роли копа, Татьяна Догилева в маленькой роли бескровной Танюхи, Тимофей Трибунцев, страдательно сыгравший свихнувшегося слесаря Гену, Мария Крылова и Филипп Авдеев в ролях родителей нездоровой малютки — они все не высказывания произносят, а серьезно проживают эти судьбы, и таковых глаз — по-настоящему тревожных, страдающих, вобравших горестный опыт жизни — мы издавна не лицезрели в нашем кино. При всем этом ни одной липовой нотки, ни секунды умиления: от патетики героиню и всю картину бережет здоровая доза самоиронии. И хотя зритель не раз переживет род катарсиса, это весьма мужественный кинофильм — пусть и изготовлен с женской чуткостью к психическим стрессам.
Попутно эта история может служить каталогом прорех в медицине, делающих работу докторов неосуществимой без риска для своей судьбы. Она дает эталон духовной щедрости, какой, кажется, не бывает — но ведь вот есть же! На «Кинотавре» кинофильм получил Приз зрительских симпатий, и если он выйдет на экран так, чтоб о нем выяснила широкая публика, — ему отдадут свою любовь миллионы.
Обозреватель "РГ" поведал о позабытых сокровищах мирового кино