Пользующаяся популярностью версия: дескать, в сегодняшней трудной для него ситуации Лукашенко станет "податливее" и пойдет "на уступки в вопросцах интеграции".
Путин указал найти сроки поставок вакцины от коронавируса в Беларусь
Но результаты переговоров как бы про другое. Как понятно, практически единственный определенный результат: Беларуси выделен кредит в 1,5 миллиардов долл. (Это то, о чем еще недельки две вспять гласил Лукашенко. Сейчас его слова совсем доказаны.) 1 миллиардов — до конца 2020 года, 500 млн — в 2021-м. Такие деяния никогда не пользуются популярностью в стране, которая дает средства. Понятно, "нам самим не хватает, а здесь…". Но такая уж роль ("бремя") страны, претендующего на роль Величавого: быть "Старшим братом" (напомнил Лукашенко) — означает помогать младшему. Народное самоощущение любит погордиться Величием, да не любит за это наслаждение платить. Оба чувства понятны, политики отыскивают соглашение. В этом случае он довольно прост: основная часть средств пойдет на "реструктурирование долга". Другими словами Беларусь приобретенными от Рф средствами возвратит свои прежние долги Рф, также "Газпрому". Рядовая глобальная практика с "проблемными" (а просто — безвозвратными) долгами. Так действуют и все международные организации и страны-кредиторы.
Но куда увлекательнее иной момент. Чем, фактически, Беларусь заплатит политически за реструктуризацию? "Ни о каких доп критериях, не считая коммерческих, речи идти не может" (Песков).
Кто-то увидит здесь "слабость" русской политики: как так, имели "все козыри на руках" — и не пользовались?!
Интеграция 2-ух государств вероятна лишь полностью добровольно
По сути если это условие ("никаких доп критерий") будет выдержано, то станет победой здравого смысла.
Да, есть естественное желание что-то получить взамен, "по-справедливости закрыть гештальт", это практически инстинкт, рефлекс. Но сила политики не в том, чтоб постоянно давать волю рефлексам, а в том, чтоб уметь когда нужно их педалировать, а когда нужно — уместно сдерживаться, не брать "все, что плохо лежит". Поэтому что опосля того как "брал", оно может лечь "еще ужаснее" — но уже "на твоем балансе"!
В СССР гласили: "колхоз дело добровольческое". Бог с ними, с колхозами. Но вот интеграция 2-ух государств вероятна лишь полностью добровольно. На размеренную, прохладную голову. По конкретному взаимному желанию.
Есть ли оно? Вот опрос ВЦИОМ от 9 сентября. На вопросец о предпочтительных перспективах отношений с Беларусью 22% опрошенных произнесли — "объединение 2-ух стран в одно на равноправной базе", 17% — "вхождение Беларуси в состав Рф на правах 1-го либо нескольких субъектов", 43% — "объединение не надо, необходимы просто отличные дела как с остальным государством", другие 18% не дали ответа.
Силуанов поведал о выгодах предоставления кредита Беларуси
Естественно, настроения могут изменяться — под воздействием событий, того, как эти действия подают СМИ, и т.д. Но во всяком случае единства и интереса по поводу интеграции (ср. "Крымский синдром") в Рф нет.
Еще увлекательнее отношение Беларуси к данной для нас дилемме. Начать с того, что на данный момент тяжело гласить о единой Беларуси. Министр зарубежных дел Беларуси повторил слова Лаврова: "выборы были несовершенны". Эту овальную дипломатичную фразу можно расшифровывать совсем по-разному. Лукашенко произнес "возлюбленную не отдают", сняли одноименный белорусско-российский клип. Но что на душе у самой Возлюбленной? Какая-то часть населения, разумеется, недовольна, если безрезультативные протесты длятся уже практически полтора месяца, и хотя движение может быть идет на убыль (крайний их марш в Минске 20 сентября существенно меньше прежних), но настроения-то никуда не улетучились.
Лукашенко закрыл границу с Литвой и Польшей, гласит о геополитике и наружных неприятелях. Но его противники, хотя их фавориты и правда находятся в Литве, Польше, повторяют, что задачи страны — чисто внутренние, соединены просто с "нечестными выборами" и "желанием народа" поменять президента.
Естественно, Лукашенко удержал ситуацию под административным контролем. Позиция Рф однозначна: выборы так либо по другому состоялись, Лукашенко — полностью законный президент, все прочее — внутренние дела суверенной Беларуси.
Позиция Рф однозначна: выборы так либо по другому состоялись, Лукашенко — полностью законный президент
Но при таковой ситуации в стране любые пробы "углубить интеграцию" углубили бы лишь дезинтеграцию белорусского общества, поставили бы уже не дела "Лукашенко — оппозиция", а дела Беларуси с Россией в центр политического противоборства в Минске. Заинтересована в этом Наша родина?..
Так обстоит дело "в моменте".
МИД Рф именовал жалкой резолюцию СПЧ ООН по Беларуси
Неясны и стратегические цели. К примеру, в 2019 году ВВП на душу населения (интегральная черта экономики) в РФ — около 29 000 долл., в Беларуси — около 20 000 долл. Понятно, что при таком соотношении "углубленная интеграция", пусть не "единое правительство", но хотя бы объединение экономик, приведет для Рф к огромным расходам — просто по закону сообщающихся сосудов. Не самое подходящее время: в 2021 году Наша родина планирует сокращение экономных расходов на 927 миллиардов руб., в 2022-м — на 970 миллиардов. При этом надрезать будут даже "священных скотин" — скажем, на 5% уменьшат госпрограмму вооружений. Сразу увеличивают налоги на металлургов, горняков, акциз на сигареты…
Для чего же в таковой ситуации добиваться "геополитического продвижения", которое может стать движением в ловушку? Куда "дешевле" — во всех смыслах — если уж дали Беларуси новейший кредит, им и ограничиваться, не добиваясь "политического сыра из мышеловки".