Бесславие славы | статьи на kinoreef

Когда все это у меня в жизни сделалось происходить, другими словами лет 20 тому вспять, я стал мыслить: "А для чего мне, фактически, все это нужно?" Думаю до сего времени…

Большущее количество людей желает прославиться. Имя им: легион. Памятуя себя юного, соболезную им. Честно пробую осознать: для чего нужна слава? И не нахожу ответа.

Хоть какое время диктует собственный путь к популярности, который никогда не связан лишь с фуррорами в работе

Принято считать, что слава есть ответ судьбы на заслуги человека. Вроде как чем больше и лучше делаешь свое дело, тем круче твоя слава. Это не так. И это никогда не было так. Славу раздает Господь, и почему он одних одаряет ею, а остальных — нет, Его выбор.

Хоть какое время диктует собственный путь к популярности, который никогда не связан лишь с фуррорами в работе. Помню из русских времен длиннющий список узнаваемых русских писателей. Они купались в собственной славе, некие даже носили звезды Героев Соцтруда и ордена Ленина. Они были вправду наилучшими? Нет. Они были наилучшими в умении нравиться русской власти. Так же были и те, кто преуспел в умении грубить русской власти — у их была другая слава, опальная.

Максимов: Слово необходимо, чтоб эхом отражаться от одних мыслей к иным

Очень изредка слава бывает лишь заслугой за умение созодать свое дело. Слава не приходит — ее делают. В различные времена по-разному.

Прославившийся человек быть может мастером собственного дела. Это понятно. Но может и не быть. Быть может вправду наилучшим и неповторимым. Это ясно. Но ведь может и не быть.

Известный русский шансонье выходит в рубахе, расспахнутой практически до пупа, и поет про любовь песни с достаточно средними словами. В доковидные времена собирал стадионы. Почему?

Если я на данный момент скажу: самая именитая русская певица, которая совсем не умеет петь, вы догадаетесь, о ком я говорю? Догадаетесь, естественно. А почему же она именитая?

Если я скажу: актер, издавна не играющий, но узнаваемый своими скандалами, — вы ведь догадаетесь, о ком речь? А почему он известен?

Мне кажется, что никогда еще слова классика: "быть известным безобразно", — не воспринимались настолько животрепещуще, как сейчас. Продолжение же их: "Цель творчества — самоотдача, а не шумиха, не фуррор. Зазорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех", — на моей памяти никогда не были настолько романтически несовременны.

Человек желает прославиться, чтоб разбогатеть. Не постоянно слава и достояние идут рядом, но нередко. Во все времена деятелю культуры, писателю, чтоб прославиться, нужно было иметь талант сотворения нечто неповторимого. И сейчас тоже, к счастью, есть деятели искусства, прославившиеся тем, что могут созодать то и так, что и как остальные не могут.

Но согласимся: основной талант, нужный сейчас для того, чтоб стать весьма известным — умение создавать скандалы. В скандал можно перевоплотить свою женитьбу либо развод. Дела со своими (лучше, естественно, внебрачными) детками. Роман (не написанный, а прожитый в жизни) — красивый повод для скандала.

Мы выдумали такое выражение "медиалицо". Приглашая меня на различного рода премьеры, мне прям так и молвят: "Вы будете в перечне медиалиц". Мне так делают любезность, который меня бесит.

"Медиалица" — это те, про кого пишут медиа. Докторы, спасающие нас от ковида; ученые, изобретающие вакцину; дворники, которые 20 четыре часа в день разгружали Москву от снегопада; примечательные актеры, выходящие любой вечер на сцены театров, но не снимающиеся в сумасшедших телесериалах и не устраивающие скандалы из собственной жизни; миллионы людей, честно делающих свое дело, в списки "медиалиц" не войдут никогда.

Человек, не имеющий никакого таланта, не считая умения создавать скандалы из собственной жизни и всего того, что он делает, вызывает у меня, с одной стороны, почтение, как хоть какой человек, достигающий собственной цели. А с иной — эти "медиалица" мне надоели. Они навязчивы, как все этот же недавнешний снегопад: падают и падают для тебя на голову, и не тают.

Максимов: Практически все худруки театров — менеджеры, приглашающие собственных коллег

Но ведь славу сиим людям создаем мы — читатели и зрители. Почему известность человека, как сегодня принято гласить — медийность, мы ценим больше, чем умение созодать свое дело? Кто нас принуждает преклоняться медийности, а не таланту художника? Почему скандал, который устраивает, к примеру, театральный режиссер либо актер, нам интересней, чем спектакли, которые он ставит, либо роли, которые играет?

Мы даже создаем рейтинги упоминаемости в прессе и вебе деятелей литературы и искусства. В этих рейтингах, скажем, Лев Толстой либо Антон Чехов очень проигрывают иным деятелям искусства. И что? Это разве о чем-нибудь свидетельствует? А к чему тогда рейтинги эти?

Почему известность человека, как сегодня принято гласить — медийность, мы ценим больше, чем умение созодать свое дело?

Снова подчеркну: есть писатели, деятели искусства, добившиеся собственной славы добросовестным и профессиональным трудом. Но, во-1-х, их относительно незначительно. А во-2-х, слава их несравненна с популярностью правителей скандалов.

Почему так происходит? Я правда не понимаю ответа. Я, фактически, и делюсь не ответом, а вопросцем — он мне представляется принципиальным.

Так от что же так притягательна слава? От что она много притягательней самоотдачи? Лишь из-за средств? Не думаю. В чем красота этого всеобщего внимания, если ради него человек готов чуть ли не на все?

"Медиалица", дайте ответ. Не дают ответа…

Добавить комментарий