5 декабря на главной сцене Клуба Алексея Козлова случилось то, чего то не было никогда, и неизвестно будет ли когда-либо ещё. Саксофонистка и вокалистка Анна Королёва свела на одной сцене в рамках одного концерта музыку Иоганна Себастьяна Баха и Джими Хендрикса.
Александр Барклянский, Анна Королёва и другие
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.
(А.Пушкин. Из романа «Евгений Онегин»)
В музыкальных школах детишек с самого раннего возраста активно пичкают Бахом. Но заставлять малышей играть Баха – всё равно, что принуждать учеников младшей и даже средней школы к изучению «Евгения Онегина» Пушкина. Понять красоту и стройность что одного, что другого дети всё равно ещё не в состоянии, а вот отторжение наверняка возникнет. Между тем, Бах – это стройность и гармония, это великолепно выстроенная и осмысленная система звуков и правил, да, в конец концов, – это целая вселенная, поняв и прочувствовав которую, проникаешь в доселе неизвестные закрома музыкального мира, основанного на знаниях и на логике.
Вартан Даракчян и Андрей Березин
Примерно та же история свойственна и Джими Хендриксу. Неподготовленному слушателю музыка безумного Джими представляется хаосом. Попытка встроиться в процесс гарантированно терпит фиаско, а музыкальный поток, летящий со сцены воспринимается как бессмысленное гитарное смузи, когда смешано всё со всем, когда нет гармоний, а аккорды теряются в нелепом нагромождении звуков. Ничего страшного. Значит, слушатель ещё просто не дозрел. Ведь Хендрикс – это тоже, как бы ни парадоксально это не прозвучало, система правил. Просто своих правил, выдуманных им, и им же самим интерпретируемых. Значит просто надо передохнуть, возможно, переключиться на что-то другое и, спустя некоторое время, попробовать занырнуть в этот поток с новыми силами. Рано или поздно вас ждёт удача. Понимание стройности музыки Хендрикса приходит неожиданно. Это как будто взрыв мозга, в результате которого всё становится на свои места.
Кстати, оба персонажа, о которых мы сейчас говорим, известны своими спонтанными музицированиями. Совершенно точно были случаи, когда Бах импровизировал. И уж точно гораздо больше зафиксировано историй, когда в спонтанных музицированиях принимал участие непосредственно Хендрикс. А ведь импровизация – это всегда шанс запутать не только соперника, но и партнёра. При этом, чем меньше простора, тем сложнее, а импровизировать сложнее там, где больше правил и границ. Вот и подумайте теперь, на музыку кого из упомянутых композиторов проще импровизировать. Иначе говоря, с некоторым приближением можно утверждать, что Бах – это Хендрикс наоборот. Ну, или наоборот!
Анна Королёва
Концерт 5 декабря в Клубе Козлова вёл Александр Барклянский — скрипач, дирижёр, ведущий концертов, а, кроме того, художественный руководитель и дирижёр оркестра Collegium Musicum Москвы и один из создателей квартета StradiВаленки.
Первое отделение отдано музыке Баха. На сцене, помимо самого Барклянского, Андрей Березин (виолончель), Вартан Даракчян (альт), Влада Понятовская (скрипка), Ринат Сафимов (скрипка), Александр Широков (клавикорды) и Анна Королёва (саксофон, вокал). Пристегните ремни, господа! Пора лететь! Отклики, переклички и бесконечная полифония, какую может придумать только Бах. Всё ожидаемо и предсказуемо, но протяжные и пронзительные струнные смягчает сакс. Анна Королёва преображает звук классического камерного ансамбля. Наверное, в канву музыки Баха гармоничнее лёг бы кларнет, но на то и эксперимент, чтобы пробовать, экспериментировать, добиваться недостижимого идеала. Тем более, в случае Клуба Козлова, ведь, мало того, что классическим музыкантам на сцене джазового клуба, наверняка, не вполне комфортно, но и состав камерный, и тут уже не спрячешься за соседа. Как известно, чем меньше оркестр, тем правдивее ситуация.
Оззи Блантс, Анна Королёва, Дмитрий Честных, Юрий Новгородский
Во втором отделении пространство захватывают блюз-рокеры, звучит музыка Хендрикса. На сцене Юрий Новгородский (гитара, вокал), Дмитрий Честных (бас), Николай Добкин (орган, вокал), Дмитрий Фролов (ударные), Александр Соловьев (губная гармоника, вокал), Ozzie Blunts (гитара, вокал), Феликс Лахути (скрипка, вокал) и Анна Королёва (саксофон, вокал). Слева Блантс с повязанным на коленке платком и ногами «в позе Джагера», на правом фланге Юрий Новгородский в традиционном гусарском мундире, мрачный снаружи, но светящийся внутри Александр Соловьёв… этим ребятам играть Хендрикса не впервой, но вот сыграть его после Баха – это отдельная задача. Не противопоставить, не смазать впечатление от первого отделения, а дополнить, гармонизировать. Тем более, что они вторые, что они завершающие, после них лишь миниджем и купание в овациях зрителей. Им удалось! Причём, если быть точнее, удалось не после, а вместе с Бахом! Вплести в Voodoo Chile Хендрикса в качестве вступления прелюдию Баха — это шедеврально. Акт аккуратной, возможно, недостаточно разнузданной, но живой импровизации состоялся!
Слушать Хендрикса — счастье, слушать Баха — наслаждение. Слушать того и другого в одном концерте – ни с чем несравнимое удовольствие! Бах и Хендрикс – лёд и пламень. Музыка каждого из них — это море или даже целый океан чувств, мыслей и звуков. Чем больше слушаешь, тем больше открываются просторы и глубины музыки и Баха, и Хендрикса. И, кажется, глубины этих двух музыкантов, композиторов исчерпать невозможно.
За прошедший год концерты-посвящения Хендриксу стали в Клубе Козлова привычным явлением. Теперь позади первый опыт проведения совмещенного концерта Бах-Хендрикс. Как знать, возможно, впереди нас ждёт концерт-посвящение непосредственно Баху с полноформатным джем-сейшеном на закуску. Вы скажете, это утопия?! Как говорит один известный телевизионный деятель: «Не думаю». Во всяком случае, вы как хотите, а я на всякий случай буду ждать с превеликим нетерпением!
Андрей Ордальонов, специально для MUSECUBE
Полный фотоотчёт Кирилла Видеева по ссылке