Ведь что не так уж хорошо –
то всё равно неплохо…
«Всё о Золушке»
Давно хочу признаться: меня очень удивляет популярность арии Лесничего как оптимистической песни с девизом «Если верить, что всё прекрасно, то это сбудется!» Этот персонаж в мюзикле Плотова/Паулса/Глушкова – глубоко несчастный, замороченный, слабый человечек, неспособный противостоять Злу и поэтому предающий самое любящее существо – родную дочь. Мало, мало твердить себе «всё хорошо или будет хорошо». Дело надо делать, господа.
Именно этим занимались в «Гластонберри» четверо артистов, которых по праву можно назвать мэтрами жанра мюзикла в России: Игорь Балалаев, Евгений Вальц, Оксана Костецкая и Елена Моисеева, в сопровождении неизменно прекрасной команды Universe Band. Мюзикл – дело их жизни, и делают они его отменно.
Поначалу, конечно, формат выступления с «прозрачной» четвёртой стеной смущал, как мне показалось, и артистов, и публику. Большой зал «Гластона», выбранный для события, не особо располагает к камерности общения, на которую нас нацелил ведущий Евгений Вальц, попросив обращаться к выступающим с персональными вопросами. Ответы тоже звучали до некоторой степени обескураживающе: например, на вопрос «какие приёмы используют артисты, чтобы настроиться на креатив», Игорь Владимирович сказал «все». Вспомнился «ранний» Иван Ожогин, отвечавший когда-то на вопросы зрителей в таком же стиле: грамматически безупречно, но полностью игнорируя суть. С тех пор много воды утекло, конечно. В другой раз подготовим вопросы заранее, обещаем.
Но это не главное. Всё-таки такие редко выходящие из театров на концертные площадки таланты лучше наблюдать в их профессиональных проявлениях, а с кем поболтать за жизнь, нынче найти нетрудно: стримов и квартирников достаточно (и это прекрасно).
В первом отделении прозвучали номера из «Обыкновенного чуда», «Нотр Дам де Пари», «Follies», «Сансет бульвар», «Скрипач на крыше», «Стиляги», «Времена не выбирают», «Мисс Сайгон» и «Монте Кристо». Евгений, по ощущениям, раз семь кряду спел «There was a boy», напомнив свои опыты в команде «Акапелла» — каждый заход в новом стиле. Игорь разнообразил свои выходы забавными историями, связанными с постановками этих мюзиклов в Москве. И ничего, что некоторые из них преданные поклонники уже слышали: это говорит о нашей сопричастности – и о том, что в жизни серьёзных профессионалов не так уж много места «приколам». Хотя забыть слова и им иногда можно, всё-таки формат позволяет: что называется, «все свои». Кстати, не могу не упомянуть Сергея Веселова в качестве зрителя. Уважаю желание молодых артистов понаблюдать работу «зубров жанра».
После антракта настало время «Золушки»! Не думаю, что сильно ошибусь, если скажу, что в зале «Гластонберри» в этот вечер собрались те, кто обязательно навестит Театр мюзикла в конце января – начале февраля, и, возможно, не один раз. Ведь этот мюзикл до изумления, даже пугающе, актуален в наши дни. Трудно не провести очевидных параллелей, слыша: «Сегодня она лишь народу нужна – одна небольшая лихая война» (Елена Моисеева так убедительна в этой песне, что вспоминается «тронная» речь Гриндевальда, если честно). Кто не подумывал в трудные времена о том, что «с волками жить – по-волчьи выть»? Судьба же человека, смирившегося с унижением и заставившего себя поверить, что оно ему во благо, вообще ждёт каждого, кто не снимет вовремя шоры с сердца и рассудка.
А одурачить нас желает всякий проныра. Монолог Билли Флинна тому порукой. Аудитория встретила восторженным «вау» этот номер в исполнении Игоря Балалаева, украсившего по ходу песни ударную установку и концертмейстера актуальной блестящей мишурой, вынутой буквально из рукава.
Жизненно звучат и слова Салли Боулз про отмеренный всем нам крошечный срок «в чьей-то большой игре» (Оксана Костецкая, мюзикл «Кабаре»). Зашкаливает актуальность соло Ивана Карамазова в строчках «трещит Твоя земля по линиям границ». Все вместе мы уповаем на то, что в этом есть какой-то высший смысл, слушая «Гефсиманию» (Евгений Вальц).
Финалом стал «Гимн любви», спетый Еленой и Оксаной, а завершённый всеми участниками концерта. Ничто иное мира ведь не спасёт. Не шутя спасибо за это напоминание «Авансцене».
Елена Трефилова специально для Musecube
Фотографии Марии Гордиенко можно увидеть здесь
А фотографии Любови Гайворонской — здесь