Алексей Бородин не устает, что само по себе — удивительно. Многие его ровесники — и живущие поныне, и ушедшие — уставали. Бородин энергичен по-прежнему. Огромная массовка, все куда-то движется, передвигается, убирается, возникает. Живой оркестр — полноправный участник спектакля. Фантастический, я бы сказал, умный свет (художник по свету — Нарек Туманян). Как всегда рядом — верный друг Станислав Бенедиктов: декорация перемещается, ломается, короче говоря — движется. На сцене — мир молодости, мир изменений и парадоксов.
Два года назад Алексей Бородин прочел роман своего тезки Алексея Варламова "Душа моя Павел" и, что называется, "заболел", и решил поставить. Вам напомнить, как жили мы два этих года? Как пандемия то наступала, то отступала? Как нельзя было ничего планировать, потому что вообще не ясно было, сколько это все продлится? Бородин репетировал. Когда мог и с кем мог. И стоило пандемии отступить — вышла премьера.
Прошлое вообще никогда не заканчивается, если вдуматься, — его ростки не деваются никуда
Алексей Варламов написал очень хороший роман про восьмидесятый год; про простого парня, который поступает в МГУ и тут же едет "на картошку". Нынешним молодым надо объяснять, что раньше все — не только студенты, но все, кроме больших начальников, — ездили по осени собирать картошку. В этом сборе урожая происходили разные события: случались романы, возникали конфликты, партийное руководство проверяло граждан на лояльность…
Здорово придумал Варламов: сбор картошки, когда люди занимаются довольно бестолковой жизнью и при этом абсолютно зависят от начальства, — это ведь своего рода метафора советской жизни. Погрузись в нее — почувствуешь ту жизнь, которая не прекращается. Потому что прошлое вообще никогда не заканчивается, если вдуматься, — его ростки не деваются никуда.
В РАМТе показали спектакль по роману Алексея Варламова "Душа моя, Павел"
Инсценировку замечательного романа написала Полина Бабушкина. И поначалу мне казалось, что инсценировка не очень удачна: пьеса — это ведь не уменьшенный до размеров будущего спектакля роман, но некоторое самостоятельное произведение, которое развивается по собственным законам. А потом я спросил себя: "Максимов, почему ты так уверен в непогрешимости собственного вывода? Самый умный, что ли?" Пьеса Бабушкиной — это именно маленький роман, который развивается по законам романа, а не драмы. Скажем, какие-то интересные события, которые можно было показать, здесь остаются "за кадром", о них рассказывают. Ну, что ж… Значит, создателям было так удобнее. Тем более это никак не мешает вовлеченности зрителя в действо.
"Душа моя Павел" — роман (а значит, и спектакль) о взрослении. В хорошем произведении о взрослении — а их немало и в русской, и в мировой литературе — всегда есть два пласта. Про конкретное время. И это здорово сделано в спектакле. Не только песни тех лет. Главное — атмосфера некой духоты и противоестественности поведения советского человека. Кто-то (говорят, Черчилль) сказал, что СССР — это страна, в которой ничего нельзя, а все, что можно, — то обязательно. Очень точно. И это все в спектакле есть.
Но если остановиться на этом пласте, то получится не литература, не искусство, но — публицистика. Поэтому непременно должен быть второй пласт: про вечное. Потому что — повторим, — в какое бы время человек ни жил, вступление во взрослую жизнь — это проблема. Если театр не поднимается над бытом, значит, он занимается не своим делом — журналистикой. И роман Варламова, и спектакль Бородина — поднимаются. Это история о столкновении молодой человеческой души и старых, заскорузлых обстоятельств жизни. Да, в 1980 году. Но может быть и в любом другом времени.
Это история о столкновении молодой человеческой души и старых, заскорузлых обстоятельств жизни
В этом смысле очень точно играют актеры. Причем все без исключения. Наверное, надо бы назвать всех, да невозможное дело. Ограничусь тремя. Не потому даже, что они — лучшие (тут лучшие все), а потому что вечность в созданных ими образах наиболее точно выражена.
Алексей Доронин, играющий Семибратского — человека, который вынужден принимать подлые обстоятельства своего времени, но душа его мучается постоянно. Что-то такое есть из Достоевского в этой роли: русский человек на постоянном перепутье. И смерть от того, что сердце не выдерживает.
В МХТ им. Чехова — новое звучание легендарного "Контрабаса"
Даниил Шперлинг, исполняющий заглавную роль. Его герой растет и меняется на наших глазах. В этом парне есть трогательная детскость и при этом — мощная мужская харизма. А еще талант несомненный. Очередное открытие Бородина.
И наконец, Лариса Гребенщикова, которая в очередной раз доказала, что она — большая актриса, давно заслужившая, как мне кажется, в театре бенефисную роль. Ее Муза — декан факультета, доктор, профессор и прочее — очень узнаваемый тип русского интеллигента, который из-за всех сил в душной советской атмосфере пытается сохранить себя. Я видел много таких людей. Гребенщикова играет абсолютно живого, понятного человека, но при этом — образ, за которым угадываются разные судьбы.
"Душа моя Павел" по роману Алексея Варламова в постановке Алексея Бородина в декорациях Станислава Бенедиктова — спектакль, заставляющий думать и переживать. То есть делать то, ради чего зритель и ходит в театр.