А чего добился ты? | статьи на kinoreef

Минувшая  неделя отметилась в нашем городе театральным фестивалем «Пять вечеров», который ежегодно проходит в Петербурге в память о выдающемся драматурге Александре Володине. Это мероприятие собрало вокруг себя значительное количество ярких талантливых людей, и представленные в рамках смотра постановки приятно удивили публику. Одним из наиболее ярких моментов «Пяти вечеров» стал показ спектакля Павла Зобнина по пьесе Светланы Баженовой «Герб города Эн».

Сама история эта может показаться кому-то на первый взгляд чрезмерно простой и чрезвычайно бесхитростной. Молодая пара (Лиза и Тошик) решают снять комнату. Квартирным хозяином оказывается резчик по дереву по имени Торик, которому на старости лет повезло выполнить герб для главных городских ворот. Вот вам и вся завязка. Но по ходу развития сюжета всплывают, выползают, обозначаются разного рода детали, которые уже не позволяют назвать эту историю поверхностной.  В паре Лиза-Тошик до поры до времени тлеют скрытые конфликты, которые неизбежно вспыхивают однажды  разрушительным пожаром. В полураспавшейся семье старика Торика и жены его Тамары – крепко завязанный клубок  многолетних противоречий. Никто, кажется, друг друга здесь не слышит и не понимает, хотя юная Лиза как раз восхищается творческими успехами квартирного хозяина. Между ними складываются особого рода доверительные отношения, и Лиза даже готова предлагать мастеру свои идеи, вдохновлять его на создание главного дела всей его жизни. Она уходит с головой в проект Торика, не замечая, как постепенно охладевает к ней Тошик. Их неизбежное расставание (точнее, трусливое возвращение избалованного инфантильного мальчика под мамочкино крыло!) происходит не на остро-драматичной ноте, но смотреть на это все равно почему-то очень больно. А линия Торика и Тамары словно бы остается незавершенной, хотя внимательный зритель догадается – так и было задумано. Но главное, главное –  выстраданный мастером герб все-таки украсит городские ворота.

Постановка Павла Зобнина по своему настроению и стилю  напоминает немного ностальгическую лирическую комедию, пусть и с отдельными нотками неизбывной печали. Здесь не пытаются нарочито акцентировать внимание на страдания или уходить в глухие дебри высокопарных рассуждений о природе подлинного искусства. Тут все какое-то такое родное, уютное (словно тот самый ковер из квартиры Торика!), на расстоянии вытянутой руки представленное, да еще и хрипло трещит «Радио Дача» из старенького магнитофона, создавая неповторимую отечественную атмосферу. Все до единого  герои – как будто твои хорошие давние знакомые, и не сопереживать им не получается. Лизу хочется просто обнять и по-женски ей от всей души посочувствовать, Тошика этого бесхребетного гнать взашей, дядю Торика всячески подбадривать и поддерживать морально, с женой его Тамарой долгие беседы проводить о том, как надо и как не надо вести себя с людьми. А ведь еще есть второстепенный, но весьма важный персонаж –  некая Надя: то ли типичная городская сумасшедшая, то ли истинно святая, единственно нормальная в этом миниатюрном паноптикуме, кладезь мудрости земной.  Говорят персонажи Светланы Баженовой потрясающим сочетанием повседневного обыденного языка и глубоких удивительных мыслей. Истина открывается здесь каждому своя, и открытие это происходит внезапно, на уровне подлинного мощного озарения.

Актерские работы  в спектакле способны подарить ценителям истинное счастье и оставить их под большим впечатлением.  Особенно здесь выделяется своей неповторимой органикой  Дмитрий Плохов, исполнитель роли Торика. Он делает этого героя большим наивным ребенком, чьи глаза ярко загораются в ожидании чуда. Но еще большее зрительское счастье здесь – тонкие, умные, глубокие по смыслу сценографические решения. Удивительно удачная и беспроигрышно работающая находка с небольшими домиками, расставленными по всему  сценическому пространству. В маленьких аккуратных окнах время от времени загораются уютные теплые огни и на фоне этих однотипных построек люди представляются мощными великанами, представителями какого-то отдельного вида. Эти же славные домики, словно игрушечные детские кубики, разлетаются в разные стороны в моменты боли или отчаяния героев, становясь раздражающей помехой. И, безусловно, отдельно хороша идея с подвешенной вверху видеокамерой, глядя в которую, герои читают повторяющуюся  раз за разом долгую ремарку. Словно бы это обращение к Богу, которое все никак не дойдет до столь важного адресата.

«Герб города Эн» в силу смысловой многопластовости текста по итогу и впечатления дарит разные. Для кого-то эта история останется в памяти мелодрамой, для кого-то – философской притчей. Но главное состоит, пожалуй, все же в том, что равнодушных и скучающих ни при каком раскладе не будет. Ибо бесхитростная с виду история, придуманная Светланой Баженовой, в первую очередь, для всех и про всех.

Марина Константинова специально для Musecube

Использованы фотографии с официального сайта фестиваля

Добавить комментарий