XXI Интернациональный фестиваль «Радуга»: полномасштабный разговор с современниками | статьи на kinoreef



Интернациональный фестиваль «Радуга» – знаковое для Петербурга событие, уже 20 лет проходящее на сцене ТЮЗа имени А.А. Брянцева. В сей раз фестиваль был проведен в зимнюю пору: из-за ограничений в весеннюю пору 2020 международное событие пришлось перенести. С 3 по 9 декабря зрители смогли узреть спектакли обществ из Воронежа, Красноярска, Иваново, Казани, Москвы и Санкт-Петербурга, поставленные ведущими русскими режиссерами. Концепт, пронизывающий фестиваль, – животрепещущее чтение классики, направленное на молодежную аудиторию, и знакомство с современной драматургией, был реализован обширно и тщательно: на фестивале кроме спектаклей и читок, было проведено огромное количество творческих встреч, лекций и дискуссий и даже организована выставка прикладного творчества «Радуга, застывшая в камне». Синтез  искусств, обилие красок и цветов спектаклей, неповторимость режиссерского подчерка и актерской игры, своеобразие языка современных драматургов, высочайший профессионализм мастеров и практический опыт профессионалов – все это соединилось воедино на зимнем фестивале, за недельку погрузившем в интенсивное обилие театрального процесса. О том, как это было, читайте в нашем репортаже.

Раз в год ТЮЗ стремится показать наилучшие работы профессиональных мастеров, которые отзываются на современные действия и являются знаковыми для театрального мира. В этом году на фестивале можно было познакомиться с творчеством Олега Рыбкина, Миши Бычкова, Виктора Рыжакова, Александра Морфова, Льва Эренбурга, Дениса Хусниярова, Елизаветы Бондарь, Туфана Имамутдинова, Вероники Вигг, Юрия Муравицкого и Дарьи Шаминой. Кроме этого, большой пласт заняла внутренняя программка, в рамках которой были реализованы творческие мастер-классы, лаборатории и конференции. Принципиальным нюансом стала Арт-резиденция «Молодежь. Театр Lab.», проходившая в деньки фестиваля и раскрытая в 2-ух направлениях: «Драма» и «Менеджмент».

На драматургических дебатах были представлены 5 пьес современных драматургов в режиссуре Андрея Слепухина, стремящегося вкупе с артистами ТЮЗа очень буквально раскрыть художественные способности текста. Драма Екатерины Тимофеевой «Диктант», Алексея Житковского «Коби Брайант», Маши Всё-таки «Птица», Глеба Колондо «Левенгук-Левенгук, я не вижу ваших рук», Лары Бессмертной «В активном поиске» созвучны современности и только самобытны. На дискуссиях пьес воспринимали роль: модер Алексей Козлов, театровед Александр Вислов, режиссер Артем Устинов и драматурги Константин Федоров и Элина Петрова. Направление «Драма» указывает обилие подходов современных создателей к тексту и предоставляет возможность предстоящего становления творческой судьбы пьесы и встречи со своим режиссером и театром. Практическое направление резиденции подталкивает к реализации планов юных деятелей искусств, работающих с современным языком. Образовательные действия на этом не закончились: театровед Ольга Каммари прочитала лекцию: «Новейшие имена в драматургии. О чем пишет новое поколение?», позволившую описать новый  культурный пласт и выявить литературные тенденции, к которым тяготеет общество.

В рамках направления «Менеджмент» свершилась работа Круглого стола, целью которого сделалось рассмотрение способностей получения грантов для проектов. На встрече было поведано, какие гранты предоставляет Министерство культуры и СТД, а именно затронут момент дизайна заявок на получение Президентского гранта и  гранта Федерального агентства по делам молодежи. Посреди профессионалов, погружающих в вопросцы корректного предоставления документации и повествующих о принципиальных ступенях получения грантов были: Заместитель директора департамента гос поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры Русской Федерации Эдита Исаакян, координатор грантовых и Интернациональных проектов СТД РФ Надежда Гришачева, Наталья Грохольская, эксперт грантовых конкурсов, председатель комиссии по развитию штатского общества, взаимодействию с НКО и СМИ  Публичной палаты СПб и Алексей Матвеев, эксперт грантовых конкурсов Федерального агентства по делам молодежи, программный директор Санкт-Петербурского Центра социально-культурных инициатив «Культурная столица». ТЮЗ подарил красивую возможность диалога с профессионалами и посодействовал заинтересованным лицам обрести опыт, который у их ранее отсутствовал.

Принципиальной частью Внутренней программки стали актерские мастер-классы, которые для артистов ТЮЗа проводил Ришар Мартэн, французский театральный режиссер и актер, являющийся директором театра имени Турски (г. Марсель) и президентом Интернационального института театров Средиземноморья. На 5 мастер-классах артисты ТЮЗа получили неповторимые познания работы с поэтическим текстом, рифмой и образным рядом: взаимообмен дозволил обогатить творческие способности артистов и режиссера, с наслаждением работающего с русским театром. Кроме этого, свершилась творческая встреча с режиссером и художественным управляющим театра «Современник» Виктором Рыжаковым,  на которой вышло обсуждение вопросцев режиссуры и педагогических способов школы мастера, не единожды являющегося лауреатом «Золотой маски» и доктором Школы-студии МХАТ.

Как понятно, в фойе ТЮЗа есть красивое выставочное место – на фестивале оно было применено для презентации проекта «Современное наследство Рф» «Радуга, застывшая в камне», где были представлены наилучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства Рф и государств зарубежья. На выставке выступили: Лена Цветкова, управляющий проекта, вице-президент творческого союза живописцев декоративно-прикладного искусства Рф, Валентин Скурлов, искусствовед, историк ювелирного искусства, знатный академик Русской академии художеств, Жан Лючок Вирар, китайско-вьетнамский живописец художественной огранки и живописец, дизайнер Дмитрий Саморуков. Проект дополнил театральную действительность колоритными и утонченными экспонатами фэшн-мастеров и дозволил раскрыть индивидуальности прикладного творчества в наше время.

Обычным окончанием внутренней программки стала конференция «Театр-2020: жизнь либо выживание?», ведущими которой стали художественный управляющий проектов ТЮЗа Адольф Шапиро и театровед Александр Вислов. На конференции задели трудности творческого состояния театра и его способностей в современных реалиях, также был затронут вопросец становления новейшего жанра, появившегося в этом году – онлайн-спектакля, интенсивно завоевавшего внимание зрителей.

Фестивальная программка оказалась полна работ по классике и раскрыла обилие творческого подхода заслуженных режиссеров и юных мастеров. Спектакль «Бальзаминов» Миши Бычкова (Камерный театр, г. Воронеж) анализирует чисто российское представление о счастье: режиссер вводит киноэффекты в театральное полотно, большим планом рисуя образ инфантильного персонажа, мечтающего о магическом методе избавления от всех заморочек. В другом спектакле – «Погибель Тарелкина» Олега Рыбкина (Драматический  театр имени  А.С. Пушкина, г. Красноярск) представлен фантасмагоричный мир, в каком человек напротив пробует пойти против судьбы. Но не так все просто: человек хитер, а мир еще хитрее и оборотничество процветает на всех ступенях социальной лестницы. Режиссер рассуждает о власти, оказывающей исключительное воздействие на формирование людского нрава, со вкусом внедряя в полотно спектакля темный юмор вместе с трагизмом.

Не один фестиваль не обходится без пьес Шекспира:  в репертуаре «Радуги» сходу три спектакля: «Двенадцатая ночь, либо Как угодно» Юрия Муравицкого (Никитский театр, г. Воронеж), «Ромео Джульетта» Александра Морфова (ТЮЗ, Санкт-Петербург) и «Повелитель Лир» Льва Эренбурга (НДТ, Санкт-Петербург). «Двенадцатая ночь» – импровизационный, легкий спектакль, где артисты, взаимодействуя со зрителями, выяснят, какую роль они будут играться сейчас. Возникающий тут и на данный момент спектакль погружает в обилие {живых} реакций, рисуя спектр актерских способностей. В спектакле «Повелитель Лир» Льва Эренбурга, рождаемого в течение 5 лет этюдным методом, показаны самые темные и трагичные стороны людской души и вкупе с тем неописуемая, поражающая нескончаемая любовь Лира к своим дочерям.

Устроитель фестиваля представил две свои работы, не так давно вошедшие в репертуар театра и ставшие звучными событиями. Спектакль «Ромео и Джульетта» Александра Морфова и «Мещане» Елизаветы Бондарь открывают дела меж детками и родителями, акцентируя внимание на то, к каким ужасным последствиям приводит недопонимание и не умение слышать друг дружку. Элегантные, художественно утонченные работы разрешают не только лишь услышать слово создателя, да и узреть живы связи с современностью.

Спектакль «Гроза» Дениса Хусниярова  (Ивановский областной драматический театр, г. Иваново)  решен в жанре готического российского танца и таит внутри себя тяжкий, будто бы погребальный ритм. Безотрадный, сумрачный спектакль о стремлении человека к счастью и воле отрисовывают страхи затягивающего ежедневного мира, где эгоизм и несправедливость лишают жизни. Данной для нас работе откликается «Чайка» Вероники Вигг (Тверской ТЮЗ, г. Тверь), затрагивающая жизнь обыденных людей, мечтающих о гармонии, но не имеющих потенциала для ее заслуги. Жизнь чеховского мира изначальна безвыходна и ограничена, грустный конец уже предрешен, и герои как как будто соображают это, но все равно пробуют отыскать себя.

Спектакль «Бал.Бесы» (Казанский ТЮЗ, г. Казань) Туфана Имамутдинова отрисовывают калоритные, политические эпизоды романа Достоевского, размышляющего о понятии Наша родина и человечьих убеждениях. Открытый диалог со зрителем дискуссирует принципиальные вопросцы мироздания, при помощи слова создателя обращаясь к вопросцу баланса веры и неверия, свободы и скованности людского сознания. Колеблющийся помост под ногами, как человек, находящийся на различных полюсах мирочувствования, и пронизывающие, одинокие звуки, взрывают сознание и вкупе с предельной сатирой отрисовывают трагическую невозможность условиться.  В спектакле «Наш класс» Дарьи Шаминой (РГИСИ, Санкт-Петербург, OFF-программа «Студенты, студенты, студенты») представлен глубоко запущенный процесс людской ненависти и любви друг к другу, стирающей полюса национальности и своего-чужого.

«Чуш» Астафьева, либо все, что осталось опосля нашей экспедиции на родину создателя» (театр «Современник», г. Москва) Виктора Рыжакова – дипломный спектакль, заполненный колоритными фольклорными элементами, собранными благодаря экспедиции в Сибирь. Деревенская проза, пропитанная {живым} говором, пением, традициями, нравами – известная и правдивая, ведает о любви во всех собственных неописуемых  и болезненных проявлениях. Актеры погружают в рассказы тонко и тщательно, с желанием передать во всей незабвенности неповторимость людской души. Ценность и трепетность работы разрешают выйти за рамки художественного творчества и обозначить точную связь меж разными этнографическими местами Рф: все цвета радуги пронизывают фестиваль, популяризирующий талант и акцентирующий внимание на развитии эстетического вкуса молодежи.

XXI Интернациональный фестиваль «Радуга» прошел в сложный период ограничений, с большущим зрительским энтузиазмом и работой в очном режиме. Публика с благодарностью смотрела спектакли и участвовала во внутренней программке, стараясь получить как можно больше нужных познаний и погрузиться в современный, противоречивый, непростой театральный процесс. 

Елизавета Ронгинская специально для Musecube

Применены фото Натальи Кореновской

Добавить комментарий