Творец и дамы | статьи на kinoreef

Этот человек неописуемо влюбчив. Он любит дам, всех сходу. Любит городскую жизнь. Поначалу воспевал родной Манхэттен. Позже втюрился в Венецию, Париж, Рим, Барселону, сейчас в Сан-Себастьян. Он предан кино и не раз цитировал, имитировал либо пародировал целые кусочки из киноклассики. Любит традиционный джаз, и тот постоянно звучит на черно-белых, как клавиши рояля, и постоянно серьезных титрах, возвращая нас в разноцветный мир Вуди Аллена, где забавное смешано с печальным.

Какие киноленты поглядеть в декабре

В крайние годы эта многогранная любовь переживает тесты: дамы, заразившись эпидемией #MeToo, мстят собственному чувственному фанату за очень нежную ухмылку, шуточку, давнешнее прикосновение, и киноиндустрия одномоментно отвернулась от 1-го из собственных гениев. В киноленты Вуди Аллена просочились обида и горечь, драматичность сменилась сарказмом. Это чувствовалось в его предшествующей картине «Дождливый денек в Нью-Йорке», где он ядовито высмеял настоящие происшествия и мотивы жертв «сексапильных домогательств»; в США кинофильм так и не вышел на экраны. Это ощущается в «Фестивале Рифкина», в сентябре открывавшем киносмотр в Сан-Себастьяне и выходящем на экраны Рф в канун Новейшего года.

Действие происходит как раз на фестивале в Сан-Себастьяне. Рифкин (Уоллес Шоун) — понятно, альтер эго Аллена — старенькый ворчун и зануда, представитель несуществующей профессии «киноведение», ценитель киноклассики, читающий о ней лекции, невезучий писатель, много лет пишущий роман «в духе Достоевского и Джойса», женатый на самостоятельной Сью много молодее его (американка Джина Гершон). Она пиар-агент набирающего славу французского режиссера-самца (француз Луи Гаррель, сыгравший в кино юного Годара — выбор актера не случаен). Развязность этого бабника и очевидный энтузиазм к нему ветреной супруги вызывает в Рифкине понятную ревность и принуждает его придирчиво смотреть за неприкрытыми пассами француза. Сью по уши в светской жизни, которую Рифкин терпеть не может: общество делает его мнительным человеканенавистником — то сердечко допекает, то одышка.

Ему советуют доктора по имени Джо, но Джо оказывается дамой — естественно, прелестной и тоже глубоко злосчастной (испанка Лена Анайя из «Ван Хельсинга»). Отлично понимая, что ухлестывать уже поздно, Рифкин все таки пускается в рискованное плавание…

Заместо того, чтоб праздновать собственный юбилей в кругу любящих его поклонников и поклонниц, он обязан держать оборону от несуразных наскоков и наветов

Кинофильм припоминает этюд, мимолетную зарисовку нравов, характеров и ускользающих от хоть какого анализа состояний — капризных, нередко вздорных, непредсказуемых неврозов. Это свойство тоже характерно всем фильмам Аллена, при наружной меланхоличности схожим на температурную кривую хворого тропической лихорадкой. При всем этом роль абсурда в новейшей картине исполняют сны героя — принципиальный элемент, выразивший тоску режиссера по ушедшему золотому веку синематографа. Доктор в данной нам области, Рифкин в собственных назойливых снах повсевременно помещает себя в контекст старенькых кинофильмов — переживает нахлынувшую любовь в «Мужчине и даме» Лелуша, имитирует авантюриста из годаровского «На крайнем дыхании», проходит тернистый путь разочарованного творца, как Гвидо Ансельми в «Восьми с половиной» Феллини, играет в шахматы со Гибелью из «Седьмой печати» Бергмана (смешной выход Кристофа Вальца).

IndieWire именовал 10 наилучших кинофильмов года, русская "Дылда" — шестая

Тут не попросту ностальгия по величавым взлетам сейчас иссякшего искусства, но, по контрасту, и нескрываемое презрение к дельцам, превратившим искусство в коммерцию, аттракцион и меркантильное надувательство ярмарочных толп. Это его месть воротилам родной промышленности, полностью зависящим от быстротечных конъюнктур и в угоду крайнему чиху не рискующим прокатывать новейшие картины 1-го из крайних гениев мирового кино. Вот и «Фестиваль Рифкина» Аллен снял в Испании с испанской продюсерской компанией Mediapro. Но ведь и Сан-Себастьян не рискнул оценить по достоинству это разъяснение в любви красивому городку — кинофильм открывал фестиваль, но уехал трусливо не увиденным.

Ни острота мозга, ни артистизм, ни самоирония не покинули Аллена: он отлично сознает нелепость собственного героя с его воздыханиями по красивому, но невозвратному прошлому — Рифкин смешон, неказист, болезненно чувствует накатившую дряхлость, как и бессмысленность собственного упорного вызова самому Времени. Принято считать, что время как бы не императивно над Вуди Алленом, в этом декабре отметившим 85-летие: стартовав в 60-е, он с надежностью метронома выпускает по кинофильму в год, время от времени рядовому, почаще — уникальному, нескончаемо профессиональному — выдающемуся. И сейчас он не может не чувствовать предательства искусства, которому дал жизнь: на пороге вечности он должен пережить эту несуразную опалу, и заместо того, чтоб праздновать славный юбилей в кругу любящих его поклонников и поклонниц, держать оборону от несуразных наскоков вчерашних подруг и коллег. Аллен это делает искрометно, но чего же это стоит, понятно ему одному.

Киноленты Вуди Аллена, которые недозволено не вспомянуть

1. «Энни Холл», 1977. Рефлексии, сопровождающие зарождение и угасание любви. В ролях: Вуди Аллен, Дайан Китон. Четыре премии «Оскар».

2. «Манхэттен», 1979. Почти все считают эту картину наилучшей в творчестве Аллена, но сам Аллен с ними не согласен. Герой мечется, не способен обусловиться, кого из подруг он по сути любит. Всех сразил портрет Манхэттена с его суетой, пересудами и бессмыслицей «светской жизни». В ролях — все те же Вуди Аллен и Дайан Китон.

3. «Зелиг», 1983. В США 20-х годов завелся субъект, способный перевоплощаться в кого захотит — хоть в афроамериканца, хоть в китайца, хоть в политика-республиканца, хоть в самого Чарли Чаплина. В главной роли — Вуди Аллен.

4. «Пурпуровая роза Каира», 1985. Необычно забавная и теплая импровизация на темы фабрики грез. Возлюбленный герой фильма, само совершенство, сбегает с экрана кинозала в настоящую жизнь. Что с ним там вышло и как кинозал вывернулся из щекотливой ситуации, смотрите в данной нам комедии, получившей премию «Золотой глобус».

5. «Пули над Бродвеем», 1994. «Темная комедия» без Вуди Аллена. Мафиози как спонсор новейшего бродвейского спектакля просит, чтоб главную роль игралась его любовница. Предвидеть, как развернутся действия и на сцене и вне сцены, нереально.

6. «Все молвят, что я люблю тебя», 1996. Мюзикл, романтические приключения посреди каналов и дворцов прелестной Венеции. Аллен играет папу счастливой жены. Понятно, несчастно влюбленного папу.

7. «Голливудский конец», 2002. Весьма забавная комедия о голливудском режиссере (Аллен), который, брошенный супругой, разнервничался до слепоты. Всячески скрывая эту свою неудачу, он попробует снять новейший кинофильм втемную.

8. «Вики Кристина Барселона», 2008. Плод влюбленности Вуди Аллена в Барселону и в талант Пенелопы Крус, получившей за эту роль премию «Оскар».

9. «Полночь в Париже», 2011. Известный сценарист, приехав в Париж XXI века, в один момент переносится на 100 годов назад и пирует за одним столом с Бунюэлем и Сальвадором Дали; позже его швыряет еще поглубже, в конец XIX века, где он повстречается с Гогеном и Тулуз-Лотреком… А там уже совершенно неподалеку и до эры Людовика XVI…

Добавить комментарий