Лидер группы «Свободный полет» Илья Полежаев — один из редких музыкантов, которые не зациклены на себе. По количеству разных коллабораций с другими артистами он, возможно, опережает даже завзятых рекордсменов по дуэтам из группы «Би-2». Отрадно, что Полежаев делает это отнюдь не из-за масовки и уж тем более — не из-за медийных выхлопов, которые сейчас всем получить нелегко, находясь в сугубо музыкальной сфере, а не ловя хайп. Каждый раз «Свободный полет» в очередном тандеме решает совершенно конкретную креативную задачу.
Альбом «Сотворчество» — не исключение. Над музыкальной тканью данного диска работали ребята из пермского дуэта N&B, в котором до 2020 года за все отвечали аранжировщик Юрий Нестеров и вокалист Сергей Бондаренко, а с недавних пор последний управляется на всех фронтах сам. Но над «Сотворчеством» Нестеров еще поработал. Песни для проекта Полежаев выбрал по три с четырех альбомов своей группы, начиная с пластинки 2012 года «Все только начинается». Как это обычно бывает у «Свободного полета», получилось концептуальное полотно, стирающее всевозможные надуманные границы.
«Единым и целым мы станем с тобою», — с повтора такой фразы в песне «Электричка» недаром начинается альбом. В отличие от почти хардового оригинала, здесь царствует электроника. Но «Сотворчество» — это ни в коем случае не ремиксы. Скорее, альбом можно сравнить с диском 1999 года, записанным Борисом Гребенщиковым и группой Deadушки, где, несмотря на электронный саунд, все делалось с нуля, а не собиралось, как коллаж из готовых семплов. Правда, у «Свободного полета» звучание будет все же намного разнообразнее. Если БГ и Deadушки явно затевали свою коллаборацию под влиянием The Prodigy, то в «Сотворчестве» отголоски громогласных британских «чудесников» слышны разве что в «Сильном дожде», выделяющемся из общей канвы альбома своею неприкрытой тревожностью.
Все остальные электронные эффекты подчинены одной задаче — воссоединению влюбленных и их примирению с высшими силами. Дорожные реалии в «Электричке», «Питер-Москва» и «Дороге» облечены в трансовые ритмы, которые помогают избавиться от власти повседневности. В «Люблю тебя» упоминается «праздник новогодний» — а хрупкие рассыпчатые клавишные и впрямь навевают атмосферу этого праздника. Многослойным пирогом сверкает «Осень Патриарха», где, как и в «Сильном дожде», хватает электронной жути, но она обильно разбавляется теми же новогодними мотивами, возвышенными органными пассажами и феерическим гитарным соло.
Большая удача альбома — песни с христианскими смыслами. «Не ждал» и «Монгол Шуудан» получились в духе группы «Телевизор», лидер которой Михаил Борзыкин, как правило, ведет напряженный разговор с Богом. А «Иконка» Полежаева, решенная в духе шведской группы Aqua, возносит слушателя к самым облакам и напоминает, что наша Родина — на небесах, куда воспеваемый в этой композиции пророк Илия был, как известно, взят живьем. На фоне таких глобальных решений даже расслабляющий дабовый «Квас» заставляет вспомнить о христианских корнях этой музыки. Не говоря уж о заключительной песне «Джими» — оммаже вечному ребенку Джими Хендриксу. Вместе с предпоследней песней альбома «Дитя» она позволяет надеяться, что призыв Христа «будьте, как дети» не останется для слушателей «Сотворчества» незамеченным.
Ведь высшая форма сотворчества — это соавторство с Богом…
Слушайте Сотворчество — Свободный полёт на Яндекс Музыке
Денис Ступников