Осмысление смерти в новом альбоме проекта Nicephorus | статьи на kinoreef

Вашему вниманию — один из самых потрясающих релизов этого года. Впрочем, предоставим слово автору этой удивительной музыки и создателю проекта Nicephorus Никите Никифорову:

Can death be sleep when life is but a dream? (c) «On Death» by John Keats (1795 – 1821). С точки зрения современного материализма задаваться таким вопросом просто глупо. Понятно, что Китс не выдвигает гипотезу о том, что жизнь нам только снится, речь о другом. Поэзия в принципе существует не для понимания окружающего мира и сути вещей, для этого есть физика, математика, биохимия. Даже философия идет плечом к плечу с современной физикой и полностью на нее опирается. Поэзия, музыка и искусство вообще лишь отражают переживания Человека, полученные вследствие его контакта с миром. Они никогда не помогут нам понять природу мироздания. А значит никогда не дадут нам ответа на вопросы, вроде «в чем смысл жизни?» или «в чем смысл именно моей или твоей жизни?» Но это нормально, они и не должны. Тогда зачем они? И зачем сравнивать жизнь со сновидением? Давайте послушаем альбом.

Идея 1

Давным-давно, пришедшие новые боги свергли титанов, величественных богов старого времени, попутно устроив на планете Земля небольшой апокалипсис. Сверженный и изгнанный главный из титанов, Сатурн, впал в кому и уснул вечным сном. Но Тея (мать Солнца, Луны и Рассвета) пришла к нему. Сквозь сон Сатурна, его оцепенение, абсолютное отчаяние, боль и позор она смогла достучаться до него и разбудить. Но жизнь — не фильмы Marvel. Сатурн, Тея и их союзники не кинулись мстить и устраивать новую войну. Выпавший им второй шанс дал возможность все обдумать. А следует ли мстить? Ведь когда-то они сами завоевали этот мир, свергнув еще более древних богов. Возможно, пришло и их время уходить, дав возможность новому поколению творить и развиваться? Потерпев поражение, Тея смогла дать старым богам надежду найти место в изменившемся мире. (см. «Hyperion» by John Keats)

Идея 2

Если обобщить, то все было очень плохо, пока не пришла женщина и не проявила любовь и милосердие. Для передачи женских чувств к мужчине я обратился к индийской традиционной музыке. Индийцы в этом вопросе однозначный авторитет, ведь кто написал Камасутру? В их музыке множество различных раг (рага — цвет, страсть), посвященных повседневной жизни. Самые интимные и красивые — это вечерние раги. Индийские девушки поют их, когда солнце уже зашло. За длинный день было сделано много работы, скоро ложиться спать. Но не хватает только любимого. За долгий день девушка очень соскучилась и ждет его прихода. В конце он конечно же приходит, и она счастлива, и вот ее счастье окрашивает сердца людей, очарованных ее песней.

Идея 3

Может ли человек жить без этой краски? Герой повести Достоевского «Сон смешного человека» не имеет ни женщины, ни друзей. Он абсолютно одинок и не видит никакого смысла в своем существовании. Все это делает его жестоким не только к окружающим (он отказывается помочь нуждающейся девочке-сиротке), но и к самому себе. Он решает убить себя. Глубокой ночью, в маленькой холодной квартирке где-то в Петербурге, сидя с пистолетом в руке, он стреляет себе в сердце. Дорога, начавшаяся в могиле, оборачивается космическим путешествием на планету, которая населена людьми, не ведающими ни боли, ни обмана, ни страданий. Они счастливы как дети и живут в мире. Только вот с собой он приносит частичку и нашего мира: люди учатся у него сначала невинному юмору, затем обману, а потом и сами изобретают убийство и предательство. Скатившись в разврат, жители этого мира решают создать Науку для того, чтобы с ее помощью найти утраченную опору своей жизни. Но терпят крах. Герой просыпается другим человеком. Однажды увидев своими глазами, что люди действительно могут жить в мире друг с другом, увидев Истину, он не просто отказывается от самоубийства. Он кардинально меняет свою жизнь, прикладывая все усилия, чтобы хотя бы чуть-чуть приблизить нашу жизнь к Истинной. Интересно, что впоследствии он возвращается к девочке-сиротке и становится для нее отцом.

Жизнь человека интересная штука. Наука дала нам понимание того, что мы летим по космосу на огромном куске камня с тонким слоем воздуха, вращаясь вокруг маленькой звезды, которая тоже куда-то летит. Дав прикинуть масштаб происходящего, она пока не может дать нам возможности слетать к далеким звездам или объяснить законы поведения квантового мира. Современная биохимия постепенно дает нам понимание того, как устроена жизнь вокруг, но, например, не объясняет механизмов старения. Мы видим, что летим по космосу, люди вокруг умирают и рождаются, тела наши постоянно ломаются, а территория планеты поделена на множество фракций, каждая из которых действует только в своих интересах. Наука не дает ответов, что нам делать с информацией о действительности на бытовом уровне, как со всем этим жить? Не просто не сойти с ума, а жить с уверенностью. Ведь байки про загробную жизнь среди образованных людей уже не работают. Этот альбом был написан в попытках найти ответы. И я нашел их.

-Nicephorus

P.S.
Посвящается моей любовнице.

________

Это концептуальная музыка. Каждый трек рассказывает свою историю с отсылками к творчеству поэта Джона Китса и нашего единственного и неповторимого Федора Достоевского. Каждый трек — это осмысление смерти. Осмысление, которое не обрекает на одиночество, а пытается дать ответы и вывести к свету.

Добавить комментарий