Неполадки у аппарата «Вояджер-2» — инженеры восстанавливают работоспособность

Инженеры, занятые с космическим аппаратом “Вояджер-2”, работают над тем, чтобы вернуть миссию в нормальное рабочее состояние после запуска одной из автономных программ защиты от сбоев. Дело в том, что в блоки “Вояджер-1” и “Вояджер-2” были запрограммированы многочисленные процедуры защиты от сбоев, позволяющие космическому аппарату автоматически принимать меры по своей защите в случае возникновения потенциально опасных обстоятельств. В Лаборатории реактивного движения НАСА в Пасадене, штат Калифорния, инженеры всё ещё поддерживают связь с космическим аппаратом и даже получают телеметрию.

Аппараты “Вояджер-1” и “Вояджер-2” были запущены в 1977 году и сейчас находятся в межзвёздном пространстве, что делает их самыми далёкими объектами от Земли, созданными человеком. Проблема состоит в том, что в субботу, 25 января 2020 года, “Вояджер-2” не выполнил запланированного манёвра, при котором космический аппарат поворачивается на 360 градусов для калибровки бортового прибора для изучения магнитного поля. Анализ телеметрии с космического аппарата показал, что необъяснимая задержка в выполнении бортовых команд для этого манёвра непреднамеренно оставила две системы, потребляющие относительно высокие уровни мощности, работать одновременно. Это привело к тому, что космический аппарат совершил перерасход выделенного запаса энергии.

Компьютерная модель одного из “Вояджеров”, на которой отмечена система детектора космических лучей CRS. Источник: NASA/JPL-Caltech

Программа защиты от сбоев была разработана для автоматического управления аппаратом при таких событиях, и по замыслу она, похоже, отключила научные приборы “Вояджера-2”, чтобы восполнить дефицит энергии. Начиная с 28 января инженеры миссии успешно отключили одну из мощных систем и снова включили научные приборы, но пока не возобновили приём данных. В настоящее время группа изучает состояние остальных систем космического аппарата и работает над его возвращением в нормальное функционирование.

Питание Вояджера осуществляется от радиоизотопного термоэлектрического генератора (РИТЭГ), который превращает тепло от распада радиоактивного материала в электричество для питания космического аппарата. Из-за естественного распада материала внутри генератора, бюджет мощности “Вояджер-2” снижается примерно на 4 Ватта в год. В прошлом году инженеры отключили первичный нагреватель прибора подсистемы анализа космических лучей, чтобы компенсировать эти потери мощности, а сам прибор продолжает работать.

В дополнение к управлению питанием каждого “Вояджера”, операторы миссии должны также управлять температурой определённых систем на космическом корабле. Если, например, топливопроводы космического корабля замерзнут и разорвутся, “Вояджер” больше не сможет направлять свою антенну на Землю для передачи данных и получения команд. Температура космического аппарата поддерживается либо за счёт использования нагревателей, либо за счёт использования избыточного тепла от других бортовых приборов и систем.

Команде потребовалось несколько дней, чтобы оценить текущую ситуацию, и в первую очередь из-за расстояния “Вояджера-2” от Земли, которое составляет около 18,5 миллиарда километров. Радиосигнал, движущаяся со скоростью света, достигает космического корабля примерно за 17 часов, и еще 17 часов требуется для получения ответа от космического корабля, чтобы вернуться на Землю. В результате инженерам миссии приходится ждать около 34 часов, чтобы выяснить, оказали ли их инструкции желаемое воздействие на космический аппарат.

По информации НАСА.

Источник: theuniversetimes.ru

Добавить комментарий