Мы ждем перемен | статьи на kinoreef

Уже понятно, что 71-й Берлинале в феврале не состоится. Конкурс перенесли на март, и он пройдет виртуально, а праздничек для публики в сокращенном формате уповают провести в июне, показав берлинцам победившие киноленты. И тут — 1-ый крутой поворот в представлении о фестивалях. Их делают журналисты — правда, высказанная главой Каннского форума. Без каждодневных рецензий, интервью и телерепортажей, без данной нам торжественной разноголосицы мир о фестивале не выяснит. Фестивальная комета лишится пышного хвоста и перевоплотится в малозаметную точку на киногоризонтах.

Кинофильм о Дэвиде Боуи "Человек со звезды" вышел в русский прокат

На Берлинале раз в год аккредитовались 3,5 тыщи журналистов, его киноленты смотрели в залах до полумиллиона зрителей. Виртуальный формат конкурса-21 значит, что киноленты будут показаны членам жюри и, может быть, узенькой группе экспертов, а интернациональная пресса их быстрее всего не увидит и о их не напишет. На мой запрос о том, будет ли у журналистов возможность глядеть конкурс, пресс-центр фестиваля дал ответ, что дирекция отыскивает применимое решение. Основная трудность: правообладатели кинофильмов навряд ли согласятся доверить свои новинки вебу — местности пиратов. Остается июньский вариант, когда, предполагается, наилучшие картины фестиваля уже в кинозалах сумеют поглядеть и публика и пресса. Но это вариант гипотетичный — надежды, что эпидемия ослабит напор, тают с каждым деньком: январь Германия встречает в критериях тревожного локдауна.

2-ой год попорядку под опасностью майский Каннский фестиваль, который в 2020-м пал первой жертвой коронавируса. Кинозалы Европы и Америки в анабиозе, но кино живо, и на данный момент каннская дирекция, как обычно, проводит отбор картин для 74-го фестиваля: deadline для полнометражных кинофильмов обозначен 5 марта, открытие запланировано на 11 мая. Самые пылкие надежды соединены с чудом, которое вдруг дозволит провести его в классическом формате, но нет колебаний, что разрабатываются и остальные, наиболее близкие к реальности варианты его сохранения в экстремальных критериях.

Ясно, что уроки 2020-го оставят отпечаток на всей киножизни и опосля пандемии. О упадке фестивального движения, о утрате его воздействия на кинопроцесс, о субъективности жюри и падении авторитета призов наблюдатели пишут издавна: конкурсы стали коммерческими акциями, гламур практически вытеснил искусство. Эпидемия может оказаться моментом правды и поворотным пт: "временный" вариант виртуальных фестивалей, может быть, станет обычной практикой. Перенос конкурсных показов онлайн автоматом высвобождает фестивали от необходимости тратиться на пышноватые шоу и свозить со всего света дорогостоящих звезд. Может перемениться и тип фестивальной прессы: не сотки журналистов со всего света, а маленький пул, который удовлетворит потребность планетки в квалифицированной инфы. Пиар кинофильмов будет разделен от делового творческого конкурса.

Публика открывает достоинства личного просмотра и утрачивает навык общения с кино в огромных залах

Наверное получат развитие единичные пока онлайн-фестивали, стирающие границы меж странами. Уже пару лет Венецианская Мостра практикует показ кинофильмов параллельной программки "Горизонты" в онлайн-кинозале: за маленькую плату их можно глядеть в хоть какой точке планетки. Новинки юного французского кино раз в год указывает в вебе MyFrenchFilmFestival, стартующий 15 января. Упомяну и появившийся сразу с ним "Дубль дв@", проходящий в апреле на веб-сайте "Русской газеты" и тоже завоевавший аудиторию, по массовости несопоставимую с обыкновенными фестивалями.

2020-й стал годом закрытия драматических и музыкальных театров, но почти все из их уже наладили продажу билетов на онлайн-представления собственных наилучших спектаклей, поддерживая контакт со зрителями и частично компенсируя денежные утраты. В онлайн-формате работают миланская La Scala, Баварская опера в Мюнхене, закрывшая свои двери до сентября нью-йоркская "Мет"… И все выходные деньки на интернет-сайте The Shows Must Go On знаменуются благотворительным показом мюзиклов английского Уэст-энда: пожертвования идут на поддержку бедствующих артистов.

Идет активное перераспределение ролей компаний-дистрибьюторов в киноиндустрии: у нас стали обычными премьеры новейших картин на платформах Netflix, IVI, Kinopoisk, Okko, Premiere… Поначалу это были киноленты второго-третьего ряда, сейчас в веб выходят и былые первачи проката. Процесс этот затронул и наше кино: телесериалы снимают Борис Хлебников, Петр Попогребский, Анна Меликян, Александр Котт, Федор Бондарчук, Юрий Быков, Григорий Константинопольский… Их онлайн-премьеры все почаще стают наиболее звучными событиями, чем бывало в обыкновенном прокате.

Александр Журбин: Пустые улицы Нью-Йорка

Эпидемия принудила пересмотреть бюджеты и технологию киносъемок. Суперколоссы, рассчитанные на экраны IMAX, сейчас глядят на экранчиках телефонов — огромные издержки какого-либо "Резона" оказываются вроде бы улетевшими в трубу. Зато входят в обиход опыты с фильмами, снятыми в Zoom: общение героев, разбитых расстояниями и обитающих в клеточках мониторов, переброска комментариями и SMS-ками стают обыденным делом. Не необходимы декорации, сложные костюмчики и гримы — люди пикируются на близкие всем темы лапидарным языком XXI века. Зато увеличивается роль драматурга: аскетизм вида возмещается смышлеными диалогами, необычным ходом авторской мысли, новеньким уровнем естественности существования актеров ("Игрок" Тимура Бекмамбетова).

Попутно и публика открывает достоинства личного просмотра и утрачивает навык разговаривать с кино в большенном зале — оно там остается, но в ранге вида. И как уже вырастают малыши, для которых вид человека без маски — экзотика, так новейшие юные будут осознавать кино лишь как род паркового аттракциона, а все поумнее — онлайн. Естественно, мы все возлагаем надежды, что опять увидим переполненные кинозалы, да и этот опыт оставит собственный след — киножизнь круто изменяется и к прежним формам уже не возвратится.

Добавить комментарий